Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Трахтемирова (т. е. в двух часах ходьбы или в получасе конной езды)
  находится  один  из   стариннейших   городов   Киевской   Руси   --
  Переяславль-Русский.
      Возвращаясь  к  сколотскому  времени,  следует   сказать,   что
  данных  для  утверждения,  что  Трахтемировское  городище  являлось
  главным святилищем сколотского племенного союза,  недостаточно,  но
  необходимо отметить, что это городище совершенно уникально  как  по
  своим размерам, так  и  по  степени  укрытости  и  защищенности  от
  возможных  нападений  со  стороны  скифов-кочевников.  Не   следует
  забывать, что соседнее  Левобережье,  представлявшее  в  позднейшее
  время плацдарм кочевников, тогда было заселено земледельцами (в том
  числе и выходцами из сколотского  Правобережья)  и  пограничной  со
  скифами рекой была Пантикапа-Ворскла, впадающая в Днепр  в  220  км
  ниже Трахтемирова. Быть может, Зарубинский брод,  опасный  в  эпоху
  Киевской Руси, был просто "дорогой паломников" в сколотское время?
      Сущность Трахтемировского городища выяснится  в  дальнейшем,  в
  процессе будущих раскопок, хотя постройка монастыря могла уничтожить
  сакральный центр этого необъятного святилища-требища, так  как  при
  христианизации  Руси  церкви  ставили  непосредственно   на   месте
  языческих капищ: князь Владимир  Святой  "повеле  рубити  цьркви  и
  поставляти по местом, идеже стояша кумири".
      При  возникновении   Переяславля-Преслава   роль   религиозного
  центра Среднего  Поднепровья  перешла  к  этому  соседнему  городу.
  Резиденцией первых митрополитов Руси был не  Киев,  а  Переяславль:
  "Первоначально в продолжении лет пятидесяти митрополиты наши  имели
  свою  кафедру  не  в  Киеве,  а  в  Переяславле   ...   Этот   факт
  первоначального существования или размещения кафедры митрополита не
  в Киеве, а в  Переяславле  не  подлежит  сомнению  ...  От  первого
  митрополита нашего  Леона,  или  Льва,  сохранилось  до  настоящего
  времени сочинение, которое надписывается: Leontos metropolitos  tes
  en Rosia. Древний наш летописец свидетельствует, что  "бе  преже  в
  Переяславли митрополья" 89. К этому можно добавить, что кафедральный
  храм Переяславля св. Михаила, возможно, назван так  в  честь  грека
  митрополита Михаила, приезжавшего крестить  русов  в  988  г.  Леон
  появился только в 991 г. Такое исключительное значение  Переяславля
  в начале христианизации Руси,  быть  может,  объясняется  такой  же
  древней традицией, какую мы наблюдаем в Польше (горы Святого Креста,
  Ченстохов, Сленж и др.), где традиция восходит тоже к I тысячелетию
  до н. э. Трахтемиров так близко расположен к Переяславлю, что должен
  рассматриваться  заодно  с  ним.  Река  Трубеж,  на  которой  стоит
  Переяславль, впадает в Днепр у подножья  Трахтемировской  кручи.  К
  древнему  сакральному  округу  у  излучины   Борисфена,   возможно,
  относилось и Большое Скифское городище у  Канева  и  комплекс  близ
  устья Роси, где был  город  Родень,  место  культа  бога  Рода  90.
  Неподалеку от Родня (Княжьей Горы) в Сахновке была найдена  золотая
  диадема с изображением сколотского праздника в честь какой-то богини
  и царя с ритоном и секирой 91. Последний сюжет, который может иметь
  отношение к предполагаемой древней традиции, --  это  поздний  герб
  города Переяславля, представляющий  собой  изображение  обнаженного
  человека, может быть, идола (?) 92. Именно так рисовали  славянских
  языческих идолов художники  Радзивиловской  летописи,  копировавшие
  древние образцы X -- XII вв. Здесь трижды изображен  Перун  в  виде
  обнаженного человека. Два раза (907 г. и 944 г. лл. 16 и 26 об.) это
  изображение связано  с  клятвой  русов-язычников,  а  на  листе  45
  иллюстрируется  языческая  реформа  Владимира  983   г.   ("...   и
  осквернися кровьми земля Руская и холм той") 93. Идол Перуна всегда
  изображался со щитом и жезлом (копьем? один раз со стрелой).
 ----------------------------------
      89  Голубинский  Е.  История  русской  церкви,  т.  I.   Первая
  половина тома. М., 1901, с. 328.
      90 Рыбаков Б. А. Киевская Русь..., с. 332 -- 334.
      91 Рыбаков Б. А. Киевская Русь..., с. 569.
      92 Арциховский А. В. Древнерусские областные  черты.  --  Учен.
  зап. МГУ,  1946,  вып.  93.  История,  кн.  1,  с.  43  --  67.  93
  Радзивиловская летопись.  Фотомеханическое  воспроизведение.  СПб.,
  1902.

      В  этой   связи   представляет   особый   интерес   изображение
  подобного идола со щитом в той же  Радзивиловской  летописи,  но  в
  разделе, посвященном не языческой Руси, а Руси на грани феодального
  распада  в  1135  г.  Миниатюра  иллюстрирует  такое  событие,  как
  заключение мира между Ольговичами и Володимиричами и передачу города
  Переяславля князю Андрею Доброму 94. Художник, который иллюстрировал
  в XII в. оригинал, использованный при  изготовлении  Радзивиловской
  летописи, очень хорошо  знал  Переяславль,  так  как  служил  князю
  Ярополку,  княжившему  ранее  в  Переяславле.  Так,  на  миниатюре,
  сопровождающей текст об осаде Переяславля Игорем Ольговичем в  1142
  г. (л. 172 об., низ), художник изобразил ворота города  увенчанными
  надвратной  церковью.  Такая   башня   с   церковью   действительно
  существовала и была открыта раскопками Р. А. Юры 95. Нигде в других
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-