Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Разместив  на  карте  племена   геродотовских   сколотов,   мы,
  разумеется, захотим  вернуться  к  сколотскому  празднику  в  честь
  священного небесного золота. Какое из трех эпических  царств  могло
  претендовать на первенство,  на  право  называться  "Золотым"  или,
  употребляя   геродотовский   иранский   термин,   "парадатами"   --
  первенствующими? Другими словами, мы  должны  поставить  вопрос  --
  возможно ли определение (хотя бы  приблизительное)  общесколотского
  языческого религиозного центра, наличие которого непреложно вытекает
  из слов Геродота о почитании золотых даров неба.
      Священное  золото  было   зарыто   в   "обширнейшем   царстве",
  каковым, даже после вычленения из киевской  группы  земли  авхатов,
  несомненно являлось царство Колаксая, растянувшееся широкой полосой
  более чем в 100 км ("три дня пути") вдоль Днепра на протяжении 10 --
  11 дней плавания (350 -- 400 км), что дает площадь в 40000  кв  км.
  Мифические потомки Зевса и Борисфена должны были по  законам  эпоса
  царствовать именно на Борисфене.
      Из указанных выше трех групп приднепровских  крепостей  следует
  отклонить в нашем поиске как самую  южную,  из-за  её  пограничного
  положения невдалеке от царских скифов, так и северную,  находящуюся
  рядом с неврами. "Говорят,  что  область,  расположенную  выше  [по
  Борисфену]  обитателей  верхних  частей  страны  по  направлению  к
  северному ветру, невозможно ни рассмотреть, ни пройти далеко вглубь
  из-за падающих перьев" [снега] (Геродот IV --    7).  За  неврами,
  вынужденными  переселяться  из-за   каких-то   "змей",   находились
  литовские племена со  страшным  именем  "людоедов"  ("андрофагов").
  Хранить священные реликвии на севере было столь же  неблагоразумно,
  как и на пограничье с воинственной степью.
      Логически  наиболее   целесообразным   для   укрытия   реликвий
  представляется средний, Поросский, по терминологии В. Г.  Петренко,
  участок земли парадатов-борисфенитов, укрытый с юга сплошным лесным
  массивом на правобережье Роси,  с  востока  --  Днепром  и  широкой
  полосой болот за рекой. Левый берег Роси, как и правый берег Днепра,
  здесь обрывист и каменист и представляет собой хорошую естественную
  защиту для жителей пространства, ограниченного этим участком Днепра
  и впадающей в него Росью.
      Главная   масса   скифоидных   памятников   Поросской    группы
  сосредоточена на пространстве, ограниченном излучиной Днепра, Росью
  и Россавой; это полоса около 15 км шириною и  длиною  вдоль  Днепра
  около 25 -- 30 км. В глубине этого района самым  защищенным  местом
  является внутреннее пространство днепровской луки,  самый  северный
  участок которой отгорожен валом, а внутри этой выгородки на  крутом
  обрывистом берегу (высота около 180 м) между селами Трахтемировым и
  Зарубинцами расположено огромное Трахтемировское городище, во много
  раз  превосходящее  по  своим  размерам  все  крепости   сколотской
  лесостепной зоны -- его площадь равняется 500 га при длине в 3,5 км!
  86 По своим  размерам  Трахтемировское  городище  равнялось  Белому
  городу  Москвы  в  пределах   бульварного   кольца.   Жилая   часть
  Трахтемировского городища была сравнительно небольшой -- поперечник
  около 350 -- 400 м 87. Со стороны Днепра участок  внутри  луки  был
  защищен не только самой рекой, но и множеством  стариц,  рукавов  и
  плавней (рис. 4). До сих пор не выяснена дата первоначальной насыпки
  "змеевых валов", окаймляющих как Поросье в целом, так и днепровскую
  луку в частности. Кроме вала, охраняющего подход к Трахтемирову  со
  стороны Правобережья,  целая  система  валов  длиною  около  40  км
  защищала   подступы   к   Трахтемирову   и   расположенному   рядом
  Зарубинскому  броду  на  левом  переяславском  берегу   Днепра.   К
  сожалению, неясность датировки не позволяет привлекать эти  валы  к
  нашей теме.
 ----------------------------------
      86 Археологiя Української РСР, т. II, с. 80. План -- рис. 24.
      87 Ковпаненко Г.  Т.  Раскопки  Трахтемировского  городища.  --
  АИУ. Київ, 1967, вып. I; АИУ, Київ, 1968, вып. II.

      Само  огромное  Трахтемировское  городище,  судя  по   довольно
  четким линиям оврагов  внутри  него,  обладало  сложной  внутренней
  системой дополнительных сооружений.
      В  срединной  части  у   берега   Днепра   расположен   древний
  монастырь, из которого вышел второй русский (а не грек)  митрополит
  Руси -- Климент Смолятич (1147 г.) 88.
 ----------------------------------
      88  Городок  Заруб,  расположенный  рядом   с   Трахтемировским
  городищем,  имел  своего  двойника  в  Смоленской  земле,  но   там
  неизвестен монастырь. Относительно же этого  Заруба  в  приписке  к
  летописному сообщению о Клименте под 1147  г.  сказано,  что  здесь
  "теперь монастырь Терехтемьрский" (ПСРЛ, т. II, с. 29).

      По имени  села  Зарубинцы  на  месте  древнего  Заруба  названа
  известная славянская археологическая зарубинецкая культура.
      На  противоположном,  левом,  берегу  Днепра,  в   10   км   от
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-