Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  называемой "скифской триады" (оружие, конское снаряжение,  звериный
  стиль) они входят в более широкое понятие скифской культуры вообще,
  что и давало основание эллинам причислять сколотов к скифам.
      Археологические изыскания М. Я. Рудинского и Г.  Т.  Ковпаненко
  на  Левобережье  установили,  что  Ворсклинская  группа  памятников
  скифской культуры  является  результатом  колонизации  населения  с
  правого  берега  на  Полтавщину,  т.  е.  по   происхождению   тоже
  сколотской. Памятники скифского  времени  на  Ворскле  представляют
  собой "как бы  остров  правобережной  раннескифской  культуры"  84.
  Колонизация земледельческого населения с правого берега Борисфена на
  левый происходила в VIII -- VII вв. до н. э., усилившись, вероятно,
  во время ухода левобережных скифов в свои  длительные  скитания  по
  Востоку.
 ----------------------------------
      84 Ковпаненко Г. Т. Племена скiфського часу на  Ворсклi.  Київ,
  1967; Ильинская В. Д. Скифы днепровского лесостепного  Левобережья.
  Ктв, 1968, с. 173.

      Геродот знал о борисфенитах за Днепром и,  ведя  свое  описание
  с юга на север, начал его именно  с  Ворсклы-Пантикапы,  отсчитывая
  отсюда расстояния до северных пределов земли днепровских пахарей. На
  вопрос   о   том,   не   представляли   ли   выселившиеся   сколоты
  самостоятельного   племени   или   "царства",   следует    ответить
  отрицательно, так  как  на  Левобережье  господствовали  скифоидные
  гелоны (по мифу Гелон -- брат Скифа) и в самом центре  ворсклинской
  группы был построен огромный город Гелон (Бельское городище). Могло
  быть,   что   исходной   полосой   колонистов   являлась   киевская
  археологическая группа, частично охватывавшая и кромку левого берега
  Днепра. Тогда левобережных  колонистов  следует  рассматривать  как
  часть "обширнейшего царства" парадатов.  Принадлежность  полтавских
  земледельцев к сколотам подтверждается названием той реки,  которая
  отделяла их от  скифов-номадов:  Ворскла  --  летописный  Вороскол;
  вторая часть слова "...скол" может  быть  связана  с  самоназванием
  "сколоты", а первая -- "воръ..."  означает  в  древнерусском  языке
  "забор", "ограду". В  целом  наименование  пограничной  реки  можно
  перевести как "ограда сколотов", что  вполне  согласовалось  бы  со
  словами Геродота: "если перейти реку Пантикап [то  там]  живут  уже
  скифы-кочевники, которые ничего не сеют и не пашут ..."  (IV  --  
  19). Если Вороскол был южной границей переселившихся  борисфенитов,
  то отдаленным восточным рубежом праславянской инфильтрации был,  по
  всей видимости, Оскол, где есть земледельческие памятники  скифской
  поры. После того  как  археологи  открыли  сколотский  "остров"  на
  Пантикапе, мы можем обратиться  к  интереснейшим  сведениям  Помпея
  Трога, сохраненным в передаче Марка Юстина (около III  в.  н.  э.).
  Поздний автор пытался дать общую картину участия скифов  в  мировой
  истории,  но  делал  это  не  очень  умело  и   легко   перемешивал
  исторические сведения, почерпнутые у Геродота, с заведомыми  мифами
  и домыслами. Миф об амазонках он вкрапливал в разные  части  своего
  рассказа,  обесценивая  тем  самым  историческую  основу.  Один  из
  рассказов Помпея Трога посвящен походам скифов в Азию. Начинается он
  конфликтом скифов с  египетским  фараоном,  после  которого  "скифы
  покорили Азию и сделали её своей данницей", на это ушло 15 лет.
      "В это время двое скифских  юношей  из  царского  рода  Плин  и
  Сколопит, изгнанные из отечества  происками  вельмож,  увлекли  за
  собой множество молодежи..." 85
 ----------------------------------
      85 ВДИ, 1949, № 1, с. 250/795.

      Далее автор подключает миф  об  амазонках  и  ведет  рассказ  о
  пребывании их в Малой Азии, хотя ни у одного из вариантов этого мифа
  нет такого необычного начала. Поставим  события  в  хронологические
  рамки: Киммерийские походы в Малую Азию датируются концом VIII в. до
  н. э., скифские походы -- последней  четвертью  VII  в.  до  н.  э.
  Продвижение сколотов с правого берега Днепра  на  левый  датируется
  именно этим временем -- VIII -- VII вв. до н.  э.  Интересны  имена
  царевичей, вставших во главе колонистов:  Плин  и  Сколопит.  Перед
  нами, очевидно, незначительный фрагмент древнего мифа, связанного с
  освоением сколотами части Левобережья. Поскольку речь идет о Среднем
  Поднепровье,  то  в  имени  эпического  царевича  Сколопита   можно
  предполагать отражение общеплеменного названия сколотов (сравни имя
  скифского царя Ариапита). Не решаюсь писать о том,  что  имя  Плина
  могло быть эпическим  отражением  среднеднепровских  полян  (?)  --
  слишком велик хронологический разрыв между записями Юстина и русской
  летописью. Если высказанное  предположение  о  царевиче  Сколопите,
  возглавившем переселение части сколотов  на  Вороскол,  заслуживает
  одобрения, то мы получаем  сведения  о  местном  сколотском  эпосе,
  отразившем важное  событие  VII  в.  до  н.  э.  в  жизни  Среднего
  Поднепровья.

                                    *
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-