|
сосредоточена в бассейне речек Большой Виси и Малой Виси. Здесь же
сосредоточено и наибольшее количество античного импорта и "наиболее
богатых погребений с большим количеством золотых украшений" 82, что
подтверждает слова В. Флакка о богатстве Авха. Киммерийское наследие
подтверждено здесь знаменитым Мельгуновским курганом с
ближневосточными вещами. Район упомянутого древнейшего
Мельгуновского кургана (VII в. до н. э.) -- конец лесостепной зоны
между самыми верховьями Ингула и Ингульца -- интересен в
топонимическом отношении; отсюда вытекают в разных направлениях
речки со сходными названиями: на запад текут Большая Вись (Высь) и
Малая Вись (притоки Гипаниса -- Синюхи), а на юг течет Висун,
впадающий в Ингулец. Мне кажется, что не будет большой натяжкой
сопоставление этих гидронимов с племенным именем авхатов. Конечное
... tai в обозначении авхатов является, очевидно, суффиксом
множественности (как и в словах "сколоты", "паралаты"). Основу слова
составляют согласные ВХ, что при взаимозаменяемости в славянских и
иранских наречиях звуков X и С может дать в нашем случае и сочетание
ВС (по образу иранского названия напитка -- "Хома" -- "Сома" или
русского -- "грехи" -- "греси", "глухии" -- "глусии" и т. п.). По
всей вероятности, три речки, вытекающие из одного небольшого района,
соседнего с киммерийской степью (две из них относятся к верховьям
Гипаниса), можно связывать с землей авхатов, частью сколотской
земледельческой общности почитателей священного плуга.
-----------------------------------
82 Петренко В. Г. Правобережье Среднего Приднепровья... с.
58.
К авхатам условно можно отнести городища на водоразделе
Днепра и Буга: Пастырское (18 га), Буда и Макеевское (по 24 га) и
Шарповское. На территории авхатов, в бассейне Гипаниса окажутся
такие курганные группы, как Рыжановка, Журовка, Турна, Оситняжка и
др.
Если паралаты размещаются на Борисфене, а авхаты на Гипанисе,
то для катиаров и траспиев остаются две археологических группы в
земледельческой лесостепи: Восточно-Подольская в среднем и верхнем
течении Буга и Западно-Подольская на Днестре. Если придавать
значение созвучию имени траспиев с р. Тирасом (Днестром), то их
следует считать самым западным звеном сколотского племенного союза.
Катиарам остается в этом случае верхний Буг. Основание, как видим,
шаткое.
Эпические имена сколотских "царей" не адекватны именам
племен. Вполне возможно, что они образованы по принципу имен
сказочных героев вроде Горыни, Вертигора, Переверни-Гора, Верни-Вода
и т. п. В какой-то мере эпические имена оправданы предложенным выше
географическим размещением их; владения Липо-ксая (Горы-царя)
расположены на отрогах Авратынской возвышенности, на "горах", с
которых стекают все окрестные притоки Днепра; с этих же гор текут
небольшие речки к морю, к греческим городам Понта. Властитель
катиаров и траспиев -- Арпо-ксай ("Царь водных глубин") -- повелевал
землею, по которой протекал Тирас, река с высокими скалистыми
берегами. Очевидно, посредником Геродота в его беседах с
борисфенитами был кто-то из царских скифов, для кого персидский язык
был вполне понятным, но знал и язык своих соседей, -- праславян. Для
Геродота, побывавшего в Иране, он перевел все понятия на персидский.
В русских богатырских сказках о трех царствах, являющихся
трансформацией очень древнего праславянского эпоса, главного героя
Световика (ему в записях Геродота соответствует Кола-ксай,
Солнце-царь) сопровождают такие богатыри, как Горыня (Липо-ксай) и
Усыня-Вернивода (Арпо-ксай).
Сколотские племена с запада на восток размещаются так:
1. Траспии на Тирасе (мифический Арпоксай).
2. Катиары на верхнем Буге -- " --
3. Авхаты на Гипанисе и Виси (мифический Липоксай).
4. Парадаты ("первенствующие") на Борисфене (мифический
Колаксай).
У каждого племени было по несколько крепостей. У траспиев
городища в Григоровке, в Дарабани и в Поливановом Яру. У катиаров
городища: Немировское, Севериновское и в Якушинцах. К авхатам
условно можно отнести городища Буда-Макеевское, знаменитое
Пастырское и Шарповское (все три городища расположены на водоразделе
Днепра и Буга). Это гнездо городищ отстоит от Тясминского на 40 км.
Городища парадатов расположены тремя гнездами: северное гнездо близ
Киева, среднее -- в углу между Днепром и Росью, а южное -- на
Тясмине83.
----------------------------------
83 Археологiя Української РСР, т. II. Карта № 2.
Все четыре перечисленных здесь сколотских племени
археологически хорошо объединены во всех отношениях в единую
лесостепную земледельческую культуру Правобережья, а в отношении так
|
|