|
земледельцев. Легенда о происхождении "скифов" -- почитателей плуга
и ярма совершенно отлична от легенды о происхождении скифов
кочевников Нижнего Днепра, где фигурируют Геракл и Ехидна (родители)
и трое братьев: Скиф, Агафирс и Гелон.
5. Причисление почитателей плуга к настоящим степным скифам
(о которых Геродот очень твердо заявляет, что у них нет ни посевов,
ни поселений) греческий путешественник считает ошибочным, как бы
разговорным, и указывает на самоназвание "сколоты" по имени общего
царя всех племен -- Колаксая.
6. Сколоты по местным мифам -- потомки Зевса и дочери
божества реки Борисфена; в силу этого термины сколоты и борисфениты
равнозначны.
7. Данные археологии. Археологи-скифоведы выявили, в
лесостепной зоне Правобережья Днепра четыре земледельческих
археологических группы. Наиболее обширная из них -- Киевская --
простирается по Днепру -- от Ворсклы до Тетерева "на 11 дней
плавания".
8. Земледельческие племена испытывали сильное влияние
скифской культуры, что делало их внешне похожими на скифов.
9. Данные лингвистики. Во-первых, по лингво-ботаническим
определениям Среднее Поднепровье должно входить в границы славянской
прародины. Это подтверждено для начала I тысячелетия до н. э.
архаичными гидронимами. Во-вторых, в восточнославянских языках
ощущается давнее соседство славян с иранскими племенами (скифами,
сарматами).
10. Данные антропологии. Установлено сходство внешнего облика
населения скифского времени, черняховской культуры и средневековой
Руси.
11. Фольклор. Только допущением, что праславяне обитали в
Среднем Поднепровье как в предскифское, так и скифское время можно
объяснить обилие мифо-эпических параллелей между записями Геродота
и украинско-русско-белорусским фольклором: царь Колаксай
(Солнце-царь) и сказочный герой царевич Световик, Светозар, Зоревик,
а также былинный эпитет киевского князя Красное Солнышко. Затем --
сказки о трех царствах, из которых солнечный герой получает золото,
сохранность имени мифического родоначальника сколотов (Тарх
Тарахович), сказания о волшебном плуге и др.
*
Для окончательного определения земли геродотовских
борисфенитов-сколотов и её составных частей нам необходимо выяснить
местоположение тех четырех племен, над которыми властвовали сыновья
мифического Таргитая. Обратимся к археологическим материалам
лесостепной зоны Среднего Поднепровья, которые известны науке на
Правобережье Днепра и в лесостепном течении Южного Буга и Днестра.
В этой области украинские археологи выделяют три группы скифской
культуры (которую они не подразделяют на степную и земледельческую):
киевскую (вдоль Днепра -- от Тетерева до Тясмина),
восточноподольскую (по Южному Бугу) и западноподольскую (по среднему
течению Днестра) . К этим трем правобережным по сходству материалов
присоединяют ворсклинскую группу на левом берегу Днепра, на древней
Пантикапе, которая едва ли входила в сколотский племенной союз, так
как находилась на земле гелонов 71.
-----------------------------------
71 Археологiя Української РСР. Київ, 1971, с. 76.
Группы выделены не по каким-либо археологическим признакам,
а просто по географической концентрации памятников и названы они не
культурами, а группами лесостепных памятников 72. "Эти группы, --
пишут В. И. Ильинская и А. И. Тереножкин, -- в свою очередь образуют
крупные общности: правобережную, в которую входят локальные группы
междуречья Днестра и Днепра, и ворсклинскую, связанную в своем
происхождении с чернолесской культурой, и левобережную" 73.
-----------------------------------
72 Археологiя Української РСР, с. 76. Напрасно А. А. Нейхардт
в своем весьма поверхностном разборе моей книги о Геродотовой Скифии
пишет: "... в его схеме часть племен либо не связана с какой-либо
археологической культурой, либо перекрывает несколько
археологических культур" (Нейхард А. А. Скифский рассказ Геродота в
отечественной историографии. Л., 1982, с. 154). Автор спутала
культуры с локальными группами. Примеров она, разумеется, привести
не может.
73 Археологiя Української РСР, с. 76.
Итак, для географического размещения Парадатов (так иранисты
исправляют наименование Паралатов) 74, Авхатов, Катиаров и Траспиев
нам предоставляется обширное, но вполне определенное пространство,
отмеченное, во-первых, распространением скифского всаднического
снаряжения (бытовавшего и у праславян), во-вторых, четко выраженным
земледельческим характером хозяйства, в-третьих -- особенностями
|
|