Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  состязании  трех  братьев,  сыновей  Таргитая,  "правым"   оказался
  младший. Восточнославянский фольклор вплоть до XX столетия сохранил
  большое количество сказок о трех  царствах  (медном,  серебряном  и
  золотом), во главе которых стоят трое братьев. Золотое царство после
  всяких  приключений  всегда  достается  младшему,   как   досталось
  священное золото младшему из сыновей Таргитая 66.
 ----------------------------------
      65 Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян.  М.,  1981,  с.
  541-543. 66 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 556 -- 574.

      "Это же священное золото цари берегут  больше  всего  и  каждый
  год умилостивляют его  большими  жертвоприношениями.  Кто  на  этом
  празднике, охраняя священное золото, уснет под открытым небом, тот,
  как считается у скифов, не проживет и года. Поэтому ему дают столько
  земли, сколько он сможет объехать на коне за один день".
      Исследователи  справедливо  видят  в  этом,   не   очень   ясно
  описанном обычае выражение тех первобытных  воззрений  (так  хорошо
  описанных Фрезером в "Золотой ветви"), по которым  для  обеспечения
  плодородия нужно было принести в жертву псевдоцаря или псевдожреца,
  что обеспечивало  плодородие  67.  Обреченного  оставляли  жить  до
  времени сбора урожая или до одной из солнечных фаз осени или зимы68,
  вознаградив огромным пространством земли. Расчет  подаренной  земли
  определяется так: за день всадник на одном коне может проехать около
  40 км. Это даст площадь  около  100  км^2.  Такой  массив  давался,
  разумеется, не для личной обработки и даже не для личного пастбища.
  Речь могла идти только о временном владении  землей  или  же  здесь
  подразумевалось чисто ритуальное символическое действие.
 ----------------------------------
      67  Артамонов  М.  И.   О   землевладении   и   земледельческом
  празднике у скифов. -- Учен. зап. ЛГУ. Сер. ист. наук № 95, вып. 15.
  Л., 1948.
      68 Раевский Д. С. Очерки идеологии  скифо-сакских  племен.  М.,
  1977, с. 112.

      "Так как страна  [этих  земледельцев]  очень  велика,  Колаксай
  разделил её на три царства между своими сыновьями  и  одно  из  них
  сделал наибольшим -- то, в котором хранится золото".
      К   сожалению,    рассказ    о    земледельческом    празднике,
  торжественных жертвоприношениях в честь золотого плуга и  ярма  для
  пары волов скифоведы упорно распространяют на всех скифов, а иногда
  считают, что это было празднеством прежде всего царских скифов,  т.
  е. именно тех, которые никакого отношения ни  к  земледелию,  ни  к
  земледельческому символу -- плугу с ярмом -- не  имели.  При  таком
  предвзятом и ничем  не  обоснованном  взгляде  ряда  исследователей
  вполне  понятно,  что  они  стараются  не  замечать  интереснейшего
  разъяснения Геродота:
      "От  Липоксая  произошли  те  скифы,  которые  именуются  родом
  авхатов. От среднего  Арпоксая  произошли  именуемые  катиарами  и
  траспиями. От самого же младшего из них -- цари, которые именуются
  паралатами. Все вместе они  называются  "сколоты"  по  имени  царя;
  скифами же назвали их греки" 69.
 -----------------------------------
      69 Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова Н.  А.  Народы  нашей
  страны в "Истории" Геродота. М., 1982, с. 101.

      Четыре племени, управляемые тремя братьями,  испытали  в  науке
  судьбу золотого плуга -- их стремились распространить на всю Скифию,
  но так как это получалось совсем неубедительно, то  от  локализации
  сколотских царств вообще отказались. Я не знаю ни одной исторической
  карты, на которой было бы указано размещение паралатов,  авхатов  и
  катиаров с траспиями. Изложу кратко те материалы и соображения,  на
  которых я основывался в определении географического положения  всех
  сколотских племен вместе взятых 70.
 -----------------------------------
      70 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 127 -- 144;  Рыбаков  Б.
  А. Киевская Русь. Карты на с. 20 и 22.

      1.  Геродот   о   своих   современниках.   "Скифов-пахарей"   и
  "скифов-земледельцев", а равно и "борисфенитов" следует считать  за
  один земледельческий народ, торгующий хлебом через Ольвийский порт,
  "эмпорий борисфенитов".
      2. Главная река борисфенитов -- Борисфен-Днепр,  вдоль  берегов
  (главным   образом   правого)   которой   их   земля   тянется   от
  Пантикапы-Ворсклы на 11 дней плавания вверх, т. е. примерно до устья
  Ирпеня или Тетерева.
      3. Соседями борисфенитов являются: на  северо-западе  --  невры
  (тоже  протославяне,  но  более   первобытные),   на   востоке   --
  гелоно-будины (тоже земледельцы) Левобережья и на юге --  настоящие
  скифы-кочевники.
      4.   Геродот    о    мифической    истории    среднеднепровских
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-