Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Поиск  предков  Руси  завершился  тем,  что  начинать   историю
  древних русов, как передовой части восточного славянства, следует с
  середины I тысячелетия до н. э., когда праславяне-сколоты образовали
  в Среднем Поднепровье три  "царства"  и  создали  свою,  во  многом
  сходную, но во многом и отличную от скифской, культуру, свой  эпос,
  свои языческие обряды.

                         ТРИ ЦАРСТВА СКОЛОТОВ
                          (обряды, верования)

      Поиск предков Руси, выявивший непрерывную цепь  сменявших  друг
  друга археологических культур, привел нас к далекой,  но  блестящей
  скифской  эпохе.  Археологические  культуры  отражали  то   периоды
  подъема, то времена упадка, связанные с нашествиями степняков, но во
  всех случаях неизменным оказывался исторический центр  Поднепровья,
  ставший в конце концов ядром Киевской Руси -- сравнительно небольшой
  регион по Днепру-Борисфену-(Рось--Киев).
      Роль  скифов  в  истории  славян  и  русов  давно  интересовала
  историков. Еще  летописец  Нестор,  как  уже  говорилось,  упомянув
  славянские племена между Днепром и  Дунаем,  добавил  по  какому-то
  греческому источнику, что они проживали на земле, называемой Великой
  Скифией.
      Историки  XVII  --  XVIII  вв.  иногда   излишне   прямолинейно
  связывали скифов со славянами, но лингвисты XIX -- XX  вв.  (В.  Ф.
  Миллер, В. И. Абаев) внесли серьезный корректив: скифы были по языку
  иранцы, как сарматы и аланы. Археологи уже около двух веков изучают
  яркую и полнокровную скифскую культуру,  верхушечная,  всадническая
  часть которой (оружие, конское снаряжение и  своеобразный  звериный
  стиль в искусстве) распространилась и на  ряд  соседних  нескифских
  народов. Ареал этой "скифской" (скифской по происхождению, но далеко
  не всегда этнически)  культуры  более  или  менее  совпадал  с  тем
  условным квадратом  Скифии,  который  Геродот  набросал  для  общей
  ориентировки своих читателей.
      В силу этого между скифоведами возникли  споры  как  по  поводу
  степени монолитности "скифской" культуры, несомненно имеющей  черты
  единства, так и по  поводу  той  этнической  мозаики,  которую  эта
  дружинная культура покрывала. Археологи давно ощутили,  что  внутри
  "скифского квадрата" явственно выступают две  совершенно  различных
  системы  хозяйства:  степное  кочевое  скотоводство  и  лесостепное
  земледелие на плодородных почвах современной северной Украины (М. И.
  Ростовцев, Б. H. Граков, А. И. Мелюкова, Б. А. Шрамко).  Выводы  из
  этого делались различные 60.
 ----------------------------------
      60  Петренко  В.  Г.  Задачи   и   тематика   конференции   (по
  скифо-сарматской археологии в 1967 г.). -- В кн.: Проблемы скифской
  археологии. М., 1971, с. 3-7.

      В   обсуждении   вопроса   об   этническом    составе    Скифии
  наличествуют два минуса: во-первых, не учитывается  различие  между
  племенами, которые являлись настоящими скифами-иранцами, и теми  из
  их непосредственных  соседей,  кого  эллины  условно  причисляли  к
  скифам. Вторым минусом  является  то,  что  исследователи-скифологи
  совершенно элиминировали, как бы  отодвинули  в  сторону  вопрос  о
  праславянах в среднеднепровской  лесостепи,  входящей  в  "скифский
  квадрат". Относительно первого  минуса  следует  сказать,  что  сам
  Геродот в нем не повинен: он строго оговорил, что настоящие скифы --
  кочевники, степняки, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений,
  люди со своим языком. Что же касается земледельческой лесостепи, то
  ученый грек, для того чтобы быть понятым своими читателями, применял
  к земледельцам собирательное имя скифов, но оговорил его условность
  и всегда делал к нему дополнение, исключающее возможность отнесения
  этих "скифов" к настоящим скифам, называя их:  "скифы-пахари",  или
  "скифы-земледельцы", или же просто по месту  проживания  на  Днепре
  "борисфенитами" 61.
 ----------------------------------
      61      То      обстоятельство,      что      среднеднепровские
  борисфениты-праславяне вели торговлю хлебом, очевидно, только через
  Ольвию, привело к тому, что эта милетская колония греков (хотя  она
  и удалена от устья Днепра) стала  называться  не  только  "Торжищем
  борисфенитов",  но  и  просто  Борисфеном.  Горожан  Ольвии  иногда
  называли поэтому тоже борисфенитами, хотя сами себя  они  именовали
  только ольвиополитами.

      Скифологи  забыли  очень  важное  положение   Любора   Hидерле,
  историка-слависта,  археолога,  этнографа   и   лингвиста,   автора
  одиннадцатитомной энциклопедии "Славянские древности",  высказанное
  им в начале нашего столетия: "Я не колеблясь утверждаю,  что  среди
  упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры ... но
  и скифы именуемые пахарями  и  земледельцами  ...  были  несомненно
  славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры" 62.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-