|
История СССР, 1981, № 1. Рыбаков Б. А. Киевская Русь..., с. 43-44.
Hа Днепре мы наблюдаем два сгустка памятников черняховской
культуры: один из них охватывает пространство между Средним Днепром
и Росью (это -- знакомое уже нам ядро "Русской земли" VI -- XII
вв.), а другой сосредоточен в днепровской луке, главным образом в её
порожистой части 57.
-----------------------------------
57 Гей О. А. Черняховские памятники. Карта на с. 49.
Из рассказа Константина Багрянородного о русских торговых
флотилиях X в. мы хорошо знаем, насколько важен был для тогдашней
Руси порожистый участок днепровского пути, как неразрывно он был
связан с интересами Киева и киевских князей, какие благодарственные
жертвы приносили русы на Хортице ниже Порогов. Когда в 988 г.
Владимир ввел христианство, а старых идолов приказал свергнуть в
Днепр, то целый эскорт провожал деревянного Перуна до этих мест, до
Порогов, где возникло потом село Перуново.
Прочная связь бассейна Роси с излучиной Днепра позволяет
считать население Луки тоже росами или русами. Днепровская лука
находилась в непосредственной близости к местопребыванию ютов:
отсюда до самого берега Меотиды было всего 100 км, т. е. менее 3
дней пути. Росомоны, владевшие правобережьем днепровской луки,
должны были в своих интересах поддерживать нормальные мирные
отношения с готами и, возможно, как-то оплачивали этот мир (как
потом поступали русские князья с половцами "мира деля") или платили
проездные пошлины готам, что Иордан представил читателям как
подвластность.
При расшифровке росомонов Иордана невозможно исключить тесную
связь днепровско-росского района черняховской культуры с районом
днепровской луки. Возможно, что южные поселения русов в излучине
получили особое наименование "уличей", "улучан" по месту проживания,
но следует вспомнить, что восточные географы всегда причисляли
уличей-"лудана" не к славянам вообще, а конкретно к русам 58.
-----------------------------------
58 Рыбаков Б. А. Киевская Русь..., с. 346.
Hе лишним будет отметить, что на протяжении черняховской
эпохи, когда по Днепру продвинулся на юг целый ряд славянских
поселений "оли и до моря", древнее имя Днепра -- Борисфен --
заменяется у античных авторов другим именем -- Данаприс, которое до
сих пор живет у славянских народов (рус. Днепр, укр. Днiпро).
Страбон, Плиний, Арриан и Птолемей еще называли реку
Борисфеном, а перипл Псевдо-Арриана дает уже новую форму:
"судоходная река Борисфен, ныне называемая Данаприемъ 59.
-----------------------------------
59 ВДИ, 1948, № 4, с. 236. По общей пагинации 667.
Подведем итоги не в меру затянувшемуся, но тем не менее
неизбежному экскурсу в предысторию Руси:
1. Вычленение Среднего Поднепровья (а более точно --
местности по Днепру и Роси) из всего лесостепного пространства, как
наиболее важного, полнокровного региона мы наблюдаем уже в
сколотско-скифское время в VI -- IV вв. до н. э. (подробнее см.
ниже).
2. В сарматское время, несмотря на общий упадок всех
праславянских земель, наибольшая густота населения и полнокровность
жизни наблюдается все в том же киевско-росском регионе зарубинецкой
культуры.
3. В римскую эпоху (II -- IV вв. н. э.) при общем оживлении
жизни земледельческих племен, сказавшемся и на днестровском участке
(ближайшем к Дакии), одним из важных центров славянской (антской)
черняховской культуры остается тот же киевско-росский регион,
протянувший вниз по Днепру линию своих поселений до днепровской луки
включительно.
4. "Люди росы" -- "росомоны" Иордана -- обитатели как
киево-росского региона, так и заселенного отсюда района днепровской
луки и Порогов.
5. Hа рубеже V -- VI вв. н. э. основывается крепость Киев,
ставшая как бы штабом начавшегося великого расселения славян и
завоевания Балканского полуострова. Вокруг Киева складывается особая
археологическая культура, получившая наименование "киевского типа".
6. В VI -- VII вв. в Среднем Поднепровье складывается мощный
поляно-русско-северянский союз, охвативший Среднее Поднепровье и
Левобережье Днепра. Территория этого союза надолго вошла в память
всех восточных славян как "Русская земля". Она стала ядром Киевской
Руси.
Внутри этого довольно обширного союза выделяется все тот же
древний регион Киев-Русь с преобладанием земли по рекам Роси и
Россаве, с чем, очевидно, и следует связывать имя народа.
|
|