Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  растительной среды, ставшее предельно мощным  в  связи  со  смертью
  Кощея. В средней зоне  стеблями  и  ростками  перевязаны  участники
  поиска смерти Кощея, а вздымающимися ростками (или  цветами  хмеля)
  отмечены начало, середина и конец этого сказочного комплекса. Нижний
  ряд, подобно верхнему, в  первой  (левой)  половине  дает  молодую,
  прорастающую зелень,  а  в  правой  --  крупные,  вполне  созревшие
  растения.
      Разделителем   двух   вегетативных   периодов   (весеннего    и
  летнего?) являются огромные грифонообразные чудища,  к  которым  мы
  возвратимся  после  попыток  осмысления  всей  рассмотренной   выше
  "кощунной" системы.
      После ознакомления  со  всеми  отдельными  элементами  чеканной
  композиции на оковке турьего  рога  середины  X  в.  рассмотрим  её
  содержание.  Порядок  рассмотрения  определен   самим   художником,
  поместившим финальную сцену смерти Кощея на тыльной стороне рога, а
  в центре лицевой стороны изобразившим двух чудищ, четко делящих все
  изображение на левую и правую половины. Начинать обзор следует с той
  промежуточной группы, которая помещена между персонажами финального
  эпизода (Кощей, Настасья, вещая птица) и персонажами, занятыми  еще
  только поиском кощеевой  смерти,  т.  е.  с  изображения  борющихся
  волков.
      1.  Изолированная  группа  из  двух   волков,   сцепившихся   в
  жестокой  схватке,  дана  не  в  реальном  плане.  Это  --   символ
  предстоящей борьбы за растительную силу природы. Манера изображения
  условная, сказочная: головы волков  проходят  сквозь  тела,  хвосты
  превращаются в растение. Грызущихся  волков  следует  понимать  как
  вступление ко всему последующему повествованию о борьбе сил жизни с
  мертвящим началом.
      2. Стеблями растений художник  с  поразительной  продуманностью
  свел воедино ту группу сюжетов, которую мы знаем по  многочисленным
  сказкам о Кощее, но которая отсутствует  в  былинах.  Поиск  смерти
  Кощея на оковке X в. значительно упрощен по сравнению с позднейшими
  сказками XIX в. Смерть Кощея предполагается  запрятанной  в  зайце,
  "биче божьем". Зайца пытается поймать ястреб, но тот ушел от ястреба
  и ускакал в противоположную сторону; однако в этой стороне находится
  хорт-волк, оскаливший  пасть  на  зайца.  Все  это  происходит  под
  крыльями центральных чудищ, которые сами  в  погоне  за  зайцем  не
  участвуют, хотя и показаны с раскрытыми клювами. Здесь в  отражении
  сказочного  повествования  на  чеканной  оковке  рога   оказывается
  смысловой провал. Каким-то образом в  мифе  выяснилось,  что  Кощея
  Бессмертного можно убить  стрелой.  Показателем  того,  что  третья
  попытка  уничтожения  Кощея  должна  быть  удачной  и  неотвратимой
  является победоносно поющий петух. В такой роли  петуха  в  сказках
  нет, но художник X в. ввел его именно в тот раздел, который излагает
  сказочный вариант поиска кощеевой смерти  и  вместе  со  сказочными
  "благодарными животными" (ястреб, волк) обвил его плетенкой стеблей.
      3. За пределами  передней  сказочной  композиции,  подчеркнутой
  узами  из  стеблей,  находится  вполне  реалистическое  изображение
  былинного варианта смерти Кощея. Перед вещей птицей, похожей  здесь
  не на "врана", а на орла (загнутый клюв, взъерошенные перья на шее),
  находятся два действующих лица былины об Иване Годиновиче --  Кощей
  и Настасья Дмитриевна. Как и в былине, Настасья подает Кощею лук  и
  колчан.  Элемент  повествовательной  динамики  есть  и  здесь:  лук
  изображен дважды, как в руках девушки, так и в руках самого  Кощея,
  хотя по былинам Настасья никогда не стреляла в вещую птицу, а только
  приносила лук царю. Эта  деталь  подкрепляет  мысль  об  одном  (но
  движущемся) зайце при двух изображениях.
      Реализм  художника  в  этом  разделе  его  сложной   композиции
  сказывается во многом: коса девушки, стрижка "под горшок" у  Кощея,
  тщательно изображенный лук  со  всеми  изгибами  корпуса  и  узлами
  тетивы. Верхом реализма являются изображения стрел:  они  правильно
  оперены и снабжены  остриями,  известными  нам  по  археологическим
  находкам. Первая стрела,  предназначавшаяся  для  вещей  птицы,  --
  "срезень", специальная двурогая стрела для стрельбы по птицам;  она
  ушла ввысь. Вторая стрела уже иного типа  --  это  боевая  воинская
  стрела: она изломилась надвое.  Третья  стрела,  летящая  в  голову
  Кощея, тоже обычная боевая стрела.
      4. Итак, все изображения в средней  зоне  оковки  турьего  рога
  представляют собой целостное  повествование,  объединяющее  в  одно
  целое и сказочный вариант рассказа о смерти Кощея (но  без  утки  и
  яйца)  и  былинный  вариант.  Сказочный  вариант  выделен   автором
  повествования при  помощи  растительных  стеблей.  Кроме  того,  он
  обрамлен с обеих сторон двумя символами: слева, как бы  в  качестве
  запева, зачина, помещен символ борьбы, а справа -- символ победы --
  петух с процветшими крыльями.
      Древняя кощуна о смерти Кощея не знала героя --  ни  сказочного
  Ивана Царевича, ни былинного Ивана Годиновича  здесь  нет.  Кто  же
  побеждает Бессмертного, чья воля направляет третью стрелу  в  буйну
  голову царища Кощеища?
      По центральному положению на турьем  роге,  по  своим  огромным
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-