|
оковки рога. Далее идет сцена смерти Кощея. Следует предположить,
что петух, несомненно относящийся к вещим птицам, в этом месте
повествования объявляет о неизбежности победы над темными "кощьными"
силами. Непосредственно за спиной петуха находятся три стрелы, из
которых одна направлена в затылок Кощея.
Единственным отступлением от реализма в изображении вещего
"кура" являются стилизованные ростки на его крыльях. Они оказываются
для нас драгоценными признаками, так как вписывают этого шантеклера,
певца зари, в систему символики борьбы за расцветающую природу.
Рассмотрим ту плетенку, которая связывает воедино персонажей
центральной композиции; она похожа на стебли вьющегося растения и в
трех случаях завершается стилизованным ростком более упрощенной
формы, чем ростки у волков, у чудищ и петуха. Точно так изображены
стебли растений в орнаменте под общим фризом. Один вьющийся побег
проходит сквозь шею левого чудища и связывает его с ястребом. Сами
чудища сплетены друг с другом дважды: отростками крыльев и хвостами.
Правый грифон сплетен посредством стебля с таким же стеблем,
выходящим из пасти хорта; хорт-волк, располагающий собственным
стеблем, сплетен, как уже говорилось, с петухом. Зайцы (точнее --
дважды показанный заяц) не включены художником в систему "уз
единства", что и естественно с точки зрения рассказа о добрых силах,
помогающих отыскать и добыть кощееву смерть. А заяц -- представитель
"кощьного" мира, охраняющий жизнь Кощея.
Вся плетенка идет по верху; ею соединены головы, шеи и крылья
участников центральной композиции. Не является ли эта плетенка
изображением побегов хмеля, поднимающихся по стеблям кустарников и
деревьев на значительную высоту? В пользу хмеля говорит форма двух
наиболее пышно представленных ростков -- у грызущихся волков и у
чудищ. Чешуйчатый характер этого растительного символа позволяет
уверенно связывать его с оформившимся шишковидным цветком
дикорастущего хмеля, что семантически соотносилось бы как с
назначением самого турьего рога, служившего для хмельного напитка,
так и со священным смыслом ритуального питья, сваренного с хмелем
("ХЪМЬЛЬ" -- сравни инд. "сома", "хома" -- божественный напиток).
Растительные символы в декоре турьего рога существуют не
только как придатки к бестиарию, занятому поиском кощеевой смерти.
Они помещены двумя круговыми поясами по низу оковки под ногами
зверей и людей (сплошной пояс) и по верхнему краю рога (отдельные
бляшки, набитые поверх основной оковки). Ниже круговой оковки устья
ритона, на середине самого рога, набит наискось большой серебряный
квадрат с растительным узором, направленным "во все четыре стороны".
Бляшки верхнего ряда по характеру черневого растительного
орнамента распадаются на три группы: одна группа из четырех блях
расположена влево от чудищ, другая (тоже из четырех) -- вправо от
чудищ, а третью группу составляют две разных бляшки над Кощеем и
Настасьей.
Весь растительный орнамент верхнего и нижнего ряда резко
делится на часть, расположенную влево от среднего цветка хмеля, у
чудищ и на часть, идущую вправо. Нижний ряд, вычеканенный на самой
оковке, к сожалению, плохо сохранился, но можно установить, что
зубцы оковки были неравной длины (короткие чередовались с длинными)
и отличались степенью пышности растения. Характер растений в левой
половине нижнего ряда идентичен с растениями верхнего ряда. Во всей
левой половине помещены молодые ростки вьющегося растения,
переплетающиеся попарно, что тоже говорит в пользу хмеля. Правая
сторона нижнего ряда представляла, судя по рисунку Самоквасова и по
местам серебряных заклепок, такое же чередование более длинных и
коротких зубцов. Орнамент правой стороны низа резко отличался от
левой и представлял собой крупные единичные соцветия, близкие,
по-видимому, к соцветию между чудищами. Орнамент низа на участке
Кощея и Настасьи, к сожалению, сохранился лишь частично.
Переплетающиеся стебли нижнего орнаментального ряда образуют
сплошной растительный ковер под ногами всех персонажей всей оковки
рога. Плетенка над центральной композицией по манере изображения
совершенно одинакова с этими стеблями нижнего пояса. Верхний
орнаментальный ряд из отдельных бляшек сохранился отлично. Рисунок
в бляшках левой части представляет собой переплетение двух молодых
ростков. В правой части на бляшках изображалось пышное растение,
разросшееся в две стороны. Длинным зубцам низа здесь соответствовало
растение с четкой вертикальной полосой черни.
Над фигурой Настасьи помещены две бляшки. На одной из них --
наиболее пышное растение, разросшееся в три стороны; на другой --
нет растений, но изображен знак пола; это единственная бляшка с
таким знаком 92.
----------------------------------
92 Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство..., с. 9. рис.
4.
Как видим, тема растительности охватывает все три зоны
замечательной черниговской оковки: в верхнем ряду показано развитие
|
|