|
персонажем сказок о кощеевой смерти: быстроногий заяц -- первое
живое существо, внутрь которого вложена смерть Кощея Бессмертного.
Если найдут остров в океане, если обнаружат дуб, а в его дупле --
сундук, то из сундука должен стремглав выскочить заяц, унося в себе
кощееву смерть и тем спасая Кощея. Во многих сказках логика
нарушается и в утробе зайца оказывается утка, а в утке -- кощеева
смерть. Вполне возможно, что дополнительный поиск (утка и яйцо) и
связан с финно-угорским субстратом, так как общеизвестны
космологические легенды об утке и яйце, имеющиеся в карельской
"Калевале" и в мордовских народных мифах 86.
----------------------------------
86 Наиболее полное собрание фольклорных сведений о зайце см.
в статье: Гура А. В. "Заяц" (Проект словника этнолингвистического
словаря славянских древностей). М., 1984, с. 129-149.
В славянском фольклоре заяц занимает особое место. Заяц
табуирован, его нельзя употреблять в пищу; если заяц перебежит
дорогу, то следует возвратиться с пути. Зайца нельзя поминать, плывя
по воде, так как водяной поднимет бурю, и т. п. 87
----------------------------------
87 Народные русские сказки/Собр. А. Н. Афанасьева М., 1869,
т. III, с. 255.
В Ипатьевской летописи есть упоминание о литовском "заячьем
боге" Диверикзе: если заяц выбегал из леса, то охотники не въезжали
в лес "не смеяше и розгы (ни одной ветки) уломити" 88.
----------------------------------
88 ПСРЛ. М., 1962, т. II, с. 188.
"Диверикз" переводится как "бич божий" 89.
----------------------------------
89 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области
славянских древностей. М., 1974. с. 107-108, рис. 10 и 15.
Следовательно, заяц расценивался славянами и литовцами как
представитель недоброго начала, что и объясняет нам его роль в
сказках -- заяц охранитель Кощея, вместилище его смерти. Для эпохи
Киевской Руси особая роль зайцев документирована их изображениями на
ритуальных браслетах. Рядом с зайцами помещали рисунок чаши для
священного питья (см. главу 13), которым хотели умилостивить
зловредного зверька 90.
----------------------------------
90 Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут. -- Сов.
археология, 1967, №2,
Первым сюжетом (начиная с левой стороны) центральной
композиции является знакомая нам по сказкам ситуация: ястреб
(коршун, сокол, орел) хочет схватить стремительно скачущего от него
зайца; правая когтистая лапа птицы почти касается головы зайца, но
птица еще не впилась когтями, зверь еще не пойман... Рядом еще раз
изображен заяц, скачущий в обратном направлении. Вполне возможно,
что художник, по законам средневекового искусства, хотел изобразить
не двух разных зайцев, а одного зверя в движении, в разных
положениях. Заяц ускакал от ястреба, но его подстерегает другой
помощник сказочного героя -- "хорт" (архаичное слово, обозначающее
и волка и собаку). На турьем роге есть и этот персонаж. Хорт
изображен по правую сторону от чудищ; он изогнулся, поворачиваясь к
зайцу, и широко раскрыл зубатую пасть. Два элемента сказки налицо:
заяц, как вместилище кощеевой смерти, и преследующие его помощники
героя, благодарные животные -- ястреб и хорт-волк 91.
----------------------------------
91 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки,
с. 209.
В сказочном творчестве устойчивым, почти обязательным
условием успеха является троекратность попыток; только на третий раз
удается задуманное. Здесь мы видим лишь две попытки достать кощееву
смерть, заключенную в табуированном звере зайце: первая попытка при
посредстве ястреба и вторая -- с помощью волка. Обе они оказались
неудачными, так как пойманного зайца нет на оковке рога. Третьей и
окончательной попыткой, как мы знаем, была заговоренная стрела,
пущенная рукой самого Кощея.
Между сценой стрельбы по вещей птице и хортом, оскалившим
пасть на зайца, помещен петух, заслуживающий особого рассмотрения.
Крупная фигура петуха повернута к центру композиции, к сценам
неудачной ловли зайца ястребом и волком, но тем не менее петух
изображен в самом победоносном виде: он широко распростер крылья,
задрал голову вверх и раскрыл клюв, бородка его извивается -- петух
поет! Лентами-узами петух переплетен с соседним волком и тем самым
вплетен в общую композицию, которую он завершает на правом боку
|
|