Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Е. М. Смирницкой с натуры (с дополнением утраченных частей оперения
  птицы).

      Самое интересное то, что три  стрелы  находятся  позади  Кощея,
  в стороне, противоположной вещей  птице.  В  отличие  от  былин,  в
  которых Кощея убивает первая же  стрела,  здесь  дан  типичный  для
  сказок троекратный повтор, который мог  бы  быть  выражен  словесно
  примерно так:  а  одна-то  стрела  ввысь  пошла,  а  другая  стрела
  изломилася, а третья стрела "пала ему в буйну голову".
      Здесь есть все, что упомянуто в  кульминационной  части  былин:
  вещая птица, девушка, подающая лук и стрелы Кощею, и  сам  Кощей  с
  луком в руке, бегущий к вещей птице, и стрела,  летящая  в  затылок
  Кощею. Добавлены две стрелы, не выполнившие своего  назначения  (но
  оказавшиеся все же не около птицы, а позади Кощея). Отсутствует Иван
  Годинович. Но ведь и в былине Иван не участвует в убийстве Кощея, а
  убивает его  некая  вещая  сила,  представителем  которой  является
  "черный вран" или другие птицы;  иногда  семейная  пара  птиц,  как
  символ продолжения жизни.
      При таком поразительном совпадении  редкостной  сцены  кощеевой
  смерти в былинах и в композиции на священном турьем роге, мы должны
  внимательно рассмотреть все звенья чеканной  композиции  на  оковке
  рога.
      Серебряная  оковка  турьего  рога  представляет  собою  широкий
  цилиндр  высотою  около  12  см,   полностью   покрытый   чеканными
  плоскорельефными изображениями; фон утоплен при помощи  пунсонов  и
  вызолочен. Все изображения разделаны чернью и четко  выделяются  на
  золотом фоне. В развернутом виде оковка является серебряной полосой
  длиною около полуметра.
      У рога,  как  у  питьевого  сосуда-ритона,  легко  определяется
  лицевая сторона (обращенная к лицу  пьющего  из  рога)  и  тыльная,
  противоположная сторона. Финальная сцена смерти  Кощея  помещена  в
  середине тыльной стороны, а в центре лицевой  стороны  оковки  рога
  размещены  два  грифонообразных  чудища,  между  крыльями   которых
  изображен главенствующий над всей композицией, красиво  выполненный
  стилизованный  росток  (цветок  хмеля?).  Строго  диаметрально   по
  отношению к этому ростку на противоположной стороне находится фигура
  девушки,  Настасьи  Дмитриевны,  Анастасии   Прекрасной.   Это   --
  определенная  смысловая  ось  всей  изобразительной  системы  этого
  интереснейшего художественного произведения, в котором, как увидим,
  тщательно продуманы как отдельные детали, так  и  общее  построение
  повествования, завершающегося изображением смерти Кощея.
      Внимательное рассмотрение всей оковки  рога  в  целом  убеждает
  нас в том, что здесь дан не  простой  тератологический  орнамент  с
  произвольным  набором  зверей,  чудищ  п  птиц,  а  осмысленная   и
  выразительная  композиция.  Двенадцать   фигур,   заполняющих   все
  пространство оковки, делятся на две  группы  по  чисто  формальному
  признаку: три фигуры показаны каждая в отдельности, изолированно, а
  остальные в той или иной степени переплетены между собой.
      Оказывается, что деление не только формальное, но  и  смысловое
  -- изолированные фигуры это: Кощей, Анастасия и вещая птица, т.  е.
  главная часть былины об Иване Годиновиче. Переплетенные  фигуры,  в
  свою очередь, делятся на общую многофигурную композицию в срединной
  части лицевой стороны оковки и расположенную слева от нее группу из
  двух дерущихся волков. Волки являются как бы деклинационным  знаком
  между центральной композицией с чудищами  и  сценой  смерти  Кощея.
  Волки переплетены между собой: шея одного  зверя  как  бы  проходит
  сквозь шею другого. Туловища их стоят почти вертикально, а передняя
  часть корпуса сильно изогнута; зубастые  пасти  раскрыты,  огромные
  когти показаны крупным планом. Из соприкасающихся звериных  хвостов
  вырастает стилизованный цветок хмеля, подобный тому, который помещен
  между двумя центральными чудищами. Грызущиеся  в  яростной  схватке
  звери показаны с максимальной экспрессией.
      Смысл этой парной  композиции,  очевидно,  в  том,  чтобы  дать
  символ борьбы, противостояния равных сил.  Наличие  пышного  ростка
  между телами волков, быть может, указывает причину схватки -- борьбу
  за жизненную силу, олицетворяемую в средневековом искусстве ростком,
  распускающейся почкой, шишечкой хмеля. Эта  пиктограмма  борьбы  за
  доброе начало не переплетена  ни  со  сценой  смерти  Кощея,  ни  с
  центральной композицией, хотя с последней у нее есть ряд общих черт.
      Чрезвычайно интересным  является  то,  что  фигуры,  занимающие
  самое видное место на оковке турьего рога на его  лицевой  стороне,
  связаны воедино орнаментальными лентами,  "узами"  с  растительными
  окончаниями.
      Художник или руководивший им  мудрый  волхв-"хранильник"  двумя
  способами -- выбором срединного места и перевязанностью  персонажей
  друг с другом -- выделяет то, что он считал главным во всей системе
  ритуальных изображений. Переплетенными между собой "узами  родства"
  оказываются: два чудища-грифона, ястреб (или  иная  хищная  птица),
  хорт-волк и петух. Немалый интерес представляет дважды  повторенное
  изображение  зайца.  Как  мы  помним,  заяц  является  обязательным
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-