|
начиная с VI в. до н. э., постоянно покупали зерно, называя их
"скифами-пахарями" (см. вводную главу).
----------------------------------
81 Мифы народов мира. М., 1982, т. II, с. 317.
Деметра в наказание превратила Линха в рысь. Сочетание "Кощей
Трипетович" могло означать такую же двойственность, двуипостасность
божества, как и наименование Зевса Хтонического ("Подземного").
Сопоставляя восточнославянский фольклорный комплекс,
связанный с Кощеем и его пленницей, с мифом об Аиде и Персефоне, мы
сравниваем материалы, разделенные почти тремя тысячами лет. Если бы
на этом интервале обнаружились промежуточные звенья, то
сопоставление получило бы большую убедительность.
*
Рассмотрим третий источник сведений о мифе об Аиде-Кощее --
турий рог из Черной Могилы, датированный монетами Константина
Багрянородного 945-959 гг. 82 Вещи из этих раскопок составили целый
музей русского княжеского быта эпохи Святослава.
----------------------------------
82 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 28-29.
После сожжения трех покойников на кострище курган был насыпан
на половину своей высоты и на вершине этого холма диаметром в 40 м
были положены снятые с погребального костра останки двух князей в
полном доспехе, сильно пострадавшем от огня.
В процессе совершения обряда тризны и стравы к этим останкам
добавлялись различные ритуальные предметы, нетронутые огнем:
железный котел с бараньими и птичьими костями (остатки жертвенной
стравы). жертвенный нож, бронзовый идол и два знаменитых турьих
рога, окованных чеканным серебром с позолотой.
Турьи рога-ритоны были обязательной принадлежностью
торжественных полуритуальных пиров и являлись обязательным атрибутом
богов, как символ благоденствия ("рог изобилия"). Выше уже приведено
большое количество примеров сакральных рогов разных эпох, начиная с
каменных стел на путях праславянской хлебной торговли VI -- V вв. до
н. э.
В связи с темой о смерти Кощея нас сейчас должен интересовать
большой рог (длина 67 см) с сюжетной чеканкой, положенный, очевидно,
старшему князю; юноше-княжичу принадлежал меньший ритон с
растительным узором восточного стиля. Турий рог был первоначально
покрыт резным орнаментом по самому роговому веществу. Этот первичный
узор был закрыт набитыми на рог серебряными бляхами и широкой
оковкой устья ритона 83. На оковке турьего рога по золотому фону
рельефно вычеканены 12 фигур: пять зверей, три птицы, два чудища и
две человеческих фигуры -- бородатый мужчина с луком в руке и
девушка с длинной косой, держащая лук и колчан для стрел. По поводу
содержания всей круговой композиции было высказано много разных
гипотез 84.
----------------------------------
83 Общий вид обоих рогов лучше всего представлен на цветных
фотографиях в издании: Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X
-- XIII вв. Л., 1971. с. 6, 7, 8, 9. Текст с. 12-14. Турьи рога из
Черной Могилы были тщательно реставрированы в Гос. ист. музее в
1940-е годы профессором Ф. Я. Мипгуковым. Эта реставрация выявила
ряд ошибок в публикациях Д. Я. Самоквасова, важнейшей из которых
является поворот верхней окованной части большого рога на 180° по
отношению к корпусу самого рога, что влияет на определение лицевой
и тыльной стороны ритона (см. Самоквасов Д. Я. Северянские
курганы..., табл. V, № 3275). Правильное размещение частей после
реставрации см.: Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство..., с.
7, рис. 2.
84 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 43-49.
В 1949 г. мною была предложена следующая расшифровка сюжета:
"Наиболее полную аналогию черниговскому рогу представляет
черниговская же былина об Иване Годиновиче" 85. Главная сцена с
человеческими фигурами представляет следующее: справа изображена
птица "черный вран" (или, судя по размерам -- орел), распростерший
крылья и как бы собирающийся взлететь. Рядом с птицей -- девушка в
поневе с луком и колчаном. В том, что здесь изображена именно
девушка, а не замужняя женщина, убеждает четко выполненная коса,
заплетенная в три плети, свешивающаяся на грудь. За девушкой
изображен мужчина, стремительно бегущий по направлению к "врану"; на
нем надето нечто вроде кольчуги (?). В руке у мужчины лук, но стрелы
нет. (Рис. 67).
----------------------------------
85 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 49. Рис. 20 на с.
48, изображающий смерть Кощея от своей стрелы, выполнен художницей
|
|