Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  "воскресением" природы.
      Димитрий,  отец  героини.  Персефона  --   дочь   Деметры.   Не
  является ли в русском фольклоре  имя  Димитрия  отголоском  древних
  сказаний   о   Деметре   --   "Земли-Матери".   Этнография    знает
  словосочетание  "Мать-сыра-земля",   т.   е.   "Деметра".   Русская
  привычность к отчеству, к наименованию по отцу, могла  повлиять  на
  превращение  женщины   Деметры   (Demeter)   в   мужчину   Димитрия
  (Demetrios).
      Иван  Годинович.   Отчество   этого   богатыря,   осмелившегося
  посягнуть на невесту самого царища Кощеища, очень трудно  перевести
  каким-либо точным термином. Древнерусское слово  "година"  означало
  час,  отрезок  времени,   эпоху;   множественное   число   "годины"
  применялось к определению судьбы и годичных сезонов (trope)  77.  В
  "Слове о полку Игореве" печальное время определяется как "невеселая
  година", а "годины" понимаются в смысле хорошего, естественного хода
  жизни; княжеские усобицы  "на  ниче  ся  годины  обратиша".  Весьма
  приблизительно можно перевести "Годинович" как "Судьбинович" (?)  с
  оттенком понимания судьбы, как счастливого времени. Если  допустимо
  оставаться на позиции сопоставления с  античным  мифом  об  Аиде  и
  Персефоне, то с Иваном Годиновичем может  быть  сопоставлен  только
  Геракл, так как один лишь Геракл вступал в бой с Аидом и ранил  его
  стрелой. Одиссей видел в подземном царстве тень Геракла --  "держал
  он лук напряженный с стрелой на тугой тетиве" 78. В Илиаде речь идет
  о победе Геракла над Аидом:
 ----------------------------------
      77 Срезневский И. И. Материалы..., с. 535-536.
      78 Одиссея, XI-606-607. М., 1958, с. 191.

        Даже Аид всемогущий терпел от стрелы заостренной
        В день, когда тот же герой (Геракл) Громовержца
                                                     сын его ранил
        В царстве мертвых у самых ворот и мучениям предал.
        Тотчас в зевесов чертог на пространный Олимп
                                                 поспешил он (Аид)
        Страждущий сердцем, пронзенный страданьями, ибо проникла
        Острая медь ему в спину могучую...79

 ----------------------------------
      79 Илиада, V-395-401. М., 1935, с. 81.

      Причины и подробности битвы Геракла  с  Аидом  нам  неизвестны,
  так как этот эпизод упомянут лишь попутно, а полностью миф о борьбе
  Геракла с властителем подземного царства  в  античной  традиции  не
  сохранился.
      Упомяну (не вводя это в систему доказательств), что  в  былинах
  об Иване Годиновиче есть побочные сюжеты, не связанные со стержневым
  рассказом, но сближающие былины с мифом. Во-первых, это принижение
  Ивана  Кощеем  --  жена  его  будет  "портомойницей",  что   не
  вытекает из положения героя в этих вариантах былины. Во-вторых, это
  вклинивающаяся в былинное повествование охота на разных зверей.  И
  то  и  другое  станет  более  оправданным,  если  мы   вспомним   о
  подневольной службе Геракла у Эврисфея, заставившего его  совершить
  12 подвигов.
      Есть особые варианты былины, где Иван Годинович 12  лет  служит
  у чужого царя 80. В других вариантах есть  охота  Ивановой  дружины
  (совершенно не связанная с  основным  сюжетом),  во  время  которой
  побеждают  таких  зверей,  как  лев,  тур,  лань,  что   напоминает
  соответственные  подвиги  Геракла:  немейский  лев,  критский  бык,
  керинейская лань.
 ----------------------------------
      80 Астахова А. М. Былины Севера, с. 110-111.

      Кощей Бессмертный. О  нем  уже  сказано  достаточно  для  того,
  чтобы можно было считать его, царя "кощьной", преисподней, аналогом
  античного Аида.
      Кощей   Трипетович.   Устойчивое   отчество   Кощея   еще    не
  подвергалось толкованию.  Быть  может,  сюда  следует  привлечь  из
  античной  мифологии  имя  Триптолема.  Связь  с  интересующей   нас
  тематикой такова: Деметра, мать Персефоны  (и,  так  сказать,  теща
  Аида), обучила Триптолема земледелию, подарив ему зерна пшеницы,  а
  Триптолем в свою очередь научил людей сеять зерна в землю.  К  Аиду
  это имеет отношение постольку, поскольку Аид -- Плутон (аналогичный
  Зевсу Хтонию) считался покровителем земных богатств и  впоследствии
  слился в единый образ с Плутосом, богом обилия и богатства, близким
  к Деметре и Персефоне 81. Миф о Триптолеме  географически  косвенно
  связан с землями праславян, так как  именно  "скифский"  царь  Линх
  пытался присвоить себе первенство ознакомления  людей  с  пшеницей.
  Настоящие скифы -- кочевники, не знающие посевов; если говорится  о
  скифах, хвастающихся изобретением земледелия, то ясно, что речь идет
  о земледельцах-праславянах ("сколотах" Геродота), у которых  греки,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-