|
начала женщины мы видим отражение двойственной сущности славянской
Персефоны: один ряд сказочных имен (Марья Моревна, Маръяна) передает
зимний период её жизни где-то на стеклянных горах во дворце с
хрустальными дверьми (ледовитый Север?), а другой связан с
оживляющим началом весеннего расцвета природы: русалка Руса-Руса,
Анастасия -- "Воскресение".
*
"Кощуна" о похищении Кощеем женщины и о победе над ним
светлых сил известна нам не только по восточнославянскому сказочному
фонду, но и по севернорусским былинам. Вообще былинные и сказочные
сюжеты редко переплетаются; оба жанра, разновременного
происхождения, существуют самостоятельно и только в очень позднее
время, в пору создания лубка, ряд былинных сюжетов передается в
форме сказки. Исключение составляет известная былина "Иван
Годинович", кульминационный пункт которой -- смерть Кощея от своей
стрелы -- датируется, как увидим далее, временем начала формирования
былинного жанра, т. е. серединой X в. Это заставляет нас очень
внимательно отнестись к этой группе былин. Вариантов былины об Иване
Годиновиче исследователи насчитывают около трех десятков 71. Сюжет
былины несложен: племянник князя Владимира сватается к дочери
черниговского гостя Димитрия -- Настасье Дмитриевне. В былине, как
и в сказке, героиня может выступать под двумя своими сезонными
именами -- то как олицетворение расцветающей природы (Анастасия --
"Воскресение"), то как представительница обители смерти (Марья --
"Марена"). Приехав в Чернигов, Иван Годинович узнаёт, что девушка
уже просватана за царя Кощея Трипетова (Кощуя Трипетова, царища
Кощерища) . Пренебрегая этим, герой увозит девушку.
----------------------------------
71 Астахова А. М. Былины Севера. М.; Л., 1938, с. 585-587.
Здесь приведены подробные библиографические данные.
Главные события происходят между Черниговом и Киевом, где-то
около древнего Моровийска, с которым связывают происхождение Ильи
Муромца ("Моровленина"). Здесь на Ивана нападает Кощей и вызывает
его на поединок; Иван Годинович одолевает Кощея и просит Настасью
принести ему нож. Кощей убеждает девушку помочь ему, Кощею. В былине
здесь допущена нелогичность: поверженный на землю Кощей говорит
Настасье, что если она останется с Иваном Годиновичем, то будет
служанкой "портомойницей" и ей придется "заходы (уборные) скрести",
а если выйдет за Кощея, то будет царицей. Из былинной ситуации это
не вытекает, так как Иван Годинович -- племянник великого князя,
выступающего его сватом, он назван по имени и по отчеству, у него
есть своя дружина и он является крестным братом двух крупнейших
киевских бояр-богатырей Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Вернемся к
этой нелогичности позже. Уговоры Кощея подействовали на Настасью;
она помогла царищу Кощеищу. Иван Годинович был привязан к дубу, а
Кощей на короткое время овладел Настасьей.
Одна половина былины закончена. Кощей хитростью и силой
отвоевал себе девушку. В сказках процесс похищения дается предельно
кратко: налетел, схватил, умчал к себе на стеклянные горы... В
былине все происходит более жизненно, но после победы Кощея в дело
вступают волшебные силы. На дуб, к которому привязан Иван Годинович,
садится вещая птица (или две птицы -- голуби, лебеди), враждебная
Кощею:
На ту пору на то времячко
Налетала птица, черный вран,
Садился он, вран, на сырой дуб,
Проязычил языком человеческим:
"А не владеть-то Марьей Дмитриевной
Царю Кощею Трипетову,
А владеть Ивану Годиновичу!" 72.
----------------------------------
72 Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. М., 1910, т. II, с.
119.
Царь Кощей Трипетович хочет застрелить вещую птицу (или
птиц):
И говорит Кощей Бессмертный:
"Ай же ты, Настасья Митриевна,
Подай-ко ты мне лук, калечу стрелу..."
Подает Настасья Митриевна
Тугой лук и калены стрелы 73.
----------------------------------
73 Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, с. 330-331.
|
|