|
Писанки -- яйца, украшенные сложными рисунками, являются
обязательной принадлежностью весенней заклинательной обрядности.
Космологический смысл композиции на писанках говорит о том, что
яйцо, предназначенное для ритуала, должно было изображать мир в
целом, со всеми его земными и небесными разделами.
В "Калевале" рождение Вселенной представлено как появление
яйца: дева неба, она же "мать воды" Илматар-Каве приняла "бога
всевышнего Унко", явившегося ей в виде утки. Утка снесла яйцо, из
которого и создалась Вселенная:
Из яйца, из нижней части
Вышла мать-земля-сырая,
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный... 64.
----------------------------------
64 Калевала. М.; Л., 1933, с. 5-6.
На восточнославянских (украинских) писанках мы видим точное
воспроизведение архаичного представления о Вселенной, по
происхождению, очевидно, синстадиального финско-карельскому: в
широкой части яйца нарисованы пиктограммы земли, засеянного поля;
далее идут волны океана, омывающего землю, а на самом верху (где
"высокий свод небесный") изображены две небесных хозяйки мира --
"рожаницы" в виде двух важенок северного оленя 65. Местонахождение
кощеевой смерти соотнесено в сказке с моделью Вселенной -- яйцом.
Недаром охранителями этого сокровища являются представители всех
разделов мира: вода (океан), земля (остров), растения (дуб), звери
(заяц), птицы (утка). Это поднимает сказку на уровень очень древнего
мудрого мифа о дуалистической сущности мира: мир, образом и символом
которого является яйцо, в самом себе содержит не только
положительное жизненное начало (которому содействуют языческие
берегини), но и управление конечной судьбой мирового зла,
осуществляемого языческими упырями и мертвецами-навьями, Миф говорит
об извечной борьбе жизни и смерти, добра и зла. До той поры, пока
никто не ведет борьбы со злом, не посягает на скрытую, но
существующую внутри мира (в яйце) потенциальную гибель Зла, оно
бессмертно и только героические подвиги, отважное самопожертвование
человека и содружество его с живыми силами природы ("благодарные
животные") могут доказать, что жизненное начало вечно, что жизнь в
мире торжествует над умиранием отдельных частиц мира.
----------------------------------
65 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 52 и 385
(рис.).
Такова идея финала сказки о Кощее Бессмертном. Основной же
конфликт состоит в том, что Кощей похищает молодую девушку-невесту
и стремится добиться её взаимности. "Желания Кощея, -- пишет Н. В.
Новиков, -- в этом отношении небезграничны. Напротив, он стремится
овладеть только одной женщиной, к которой сохраняет удивительное
постоянство, привязанность..." 66. Ивану-Царевичу дважды удается
увезти с собой Марью Моревну из дворца Кощея. Время допустимого
отсутствия пленницы вещий конь Кощея определяет при первом увозе
так:
"Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать
её, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот
хлеб поесть -- да тогда вдогон ехать, и то поспеем!" 67
----------------------------------
66 Новиков Н. В. Образы..., с. 195.
67 Народные русские сказки, с. 189.
При втором увозе пленницы Иваном срок тоже определяется всем
циклом земледельческих работ:
"Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет,
сжать-смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала
выспаться -- да тогда вдогон поехать, и то поспеем!" 68
----------------------------------
68 Народные русские сказки, с. 189.
Перед нами драгоценнейшая и архаичная деталь -- время
пребывания женщины, пленницы Кощея, на свободе, вне его "кощъного"
царства определяется длительностью сезона полевых
сельскохозяйственных работ:
Сев.
Рост колосьев.
Жатва.
Молотьба.
Размол зерна.
|
|