|
Балтийские галинды могли быть названы "гольтескифами" еще и потому,
что они очень далеко распространялись на восток, перемешиваясь со
славянами. Hа востоке они доходили до р. Москвы, оказавшись в
дальнейшем окруженными славянами-вятичами. С летописной голядью
связана так называемая мощинская культура IV -- VII вв. н. э.40
Упоминание гольтескифов рядом с чудью-эстонцами говорит о том, что
исходным пунктом было балтийское побережье в районе устья Немана.
----------------------------------
38 Птолемей Клавдий. Географическое руководство. -- ВДИ,
1948, № 2, с. 236, по общей пагинации 463.
39 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 202 -- 205.
Маловероятно, что под гольтескифами скрываются "кельтоскифы", так
как это название уже во времена Страбона было анахронизмом:
"Старинные греческие историки называли все северные народности общим
именем скифов или кельтоскифов". Страбон. География, с. 480.
Написание Гольтескифов через Th резко отлично от кельтов.
40 Седов В. В. Восточные славяне в VI -- XIII в. М., 1982, с.
44.
2. Тиуды не вызывают сомнений -- это финноугорское население
южного берега Финского залива, предки современных эстонцев, всегда
называемые в русских летописях "чудью".
3. Инаунксы помещены в списке между чудью и весью и,
следовательно, должны были обитать в полосе, обозначенной Псковским
озером с запада, Ладожским с севера и Белоозером с востока. Здесь
древними племенами были водь и ижора. Землю ижоры немцы называли
Ингрией или Ингерманландией. Археологические памятники води и
современные ижорцы размещаются в одном и том же районе южнее
восточной части Финского залива (близ Ленинграда)41.
----------------------------------
41 Седов В. В. Восточные Славяне... Карта № 27; Атлас народов
мира. М., 1964, л. 14.
Скржинская полагает, что в перечне Иордана к некоторым именам
народов присоединился при переписке латинский предлог in; тогда
Inaunxis должно пониматься в соединении с предыдущим так: "Чудь на
(или в) Аунксе" 42. Более вероятно, что здесь применен союз,
равнозначный латинскому et или греческому xai, но выраженный на
языке не составителя-грека, а его информатора. Эту соединительную
частицу мы наблюдаем в трех случаях. Третий народ перечня, если
отбросить этот союз (или предлог), имел, очевидно, начертание имени
-- Aunxis. Для сопоставления с инграми нужно допустить сильное
искажение при переписке.
----------------------------------
42 Иордан. О происхождении и деяниях готов. Комментарий, с.
265.
4. Васинабронки. Начало этого слова, как признано всеми,
означает финноугорский народ весь (совр. вепсы), указанный летописью
на Бело-озере, а по археологическим данным документированный для
юго-восточного Приладожья 43.
----------------------------------
43 Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере. X -- XIII
вв. М., 1973.
Двойное обозначение очень часто встречается у авторов эпохи
переселения народов, когда складывалось много племенных союзов. В
данном случае перед нами термин, охватывающий два соседивших народа
-- весь и пермь (соврем, коми-пермяков). Другим наименованием перми
было биармия. Это условное и расплывчатое название исследователи
иногда значительно раздвигают на запад, приближая к Прибалтике.
Васинабронки, по всей вероятности, -- обозначение племенного союза
"Весь -- Пермяки". Если это допущение верно, то средняя часть этого
громоздкого слова, быть может, действительно означает союз "и": весь
и пермь. Тогда в предыдущем случае чудь и загадочные аунксы (ингры
-- ижора?) тоже должны рассматриваться, как обозначение объединения
двух соседних племен.
5. Мерено -- несомненно летописная меря, размещавшаяся в
основном в междуречье Волги и Клязьмы. Внимание информатора
переключается на точно локализованные народы, ориентиром для которых
становится Волга.
6. Морденс -- несомненно мордовские племена, расселившиеся по
нижней половине Оки и на Волге в районе Новгорода Нижнего (совр.
Горького) и далее вниз примерно до района верховий Хопра и
Медведицы.
7. Имнискары. Вполне возможно, что начало этого слова тоже
содержит предполагаемый союз. Тогда основой имени народа следует
считать "искары", что естественно сопоставляется с наименованием
столицы еще одного волжского народа -- марийцев -- Йошкар-Ола.
Наличие соединительного союза (здесь несколько искаженного) снова
|
|