Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  говорит  об   объединении   двух   соседних   народов:   мордвы   и
  марийцев-черемисов, расположенных ниже  мордвы  по  течению  Волги,
  ближе к устью Камы.
      8.   Роги.   Направление   внимания   автора   перечня   вполне
  определилось:  он  перечисляет  народы  вниз  по   течению   Волги.
  Упомянутая им  мордва  доходила  в  древности  примерно  до  широты
  Саратова, где проходила граница лесостепи и далее начиналась степь.
      Наиболее вероятно, что под "рогами"  Иордана  следует  понимать
  "ургов" Страбона. Hа самой  восточной  окраине  восточноевропейских
  степей, за сарматами (восточнее их) лежит "страна ургов, по большей
  части  кочевников,  хотя  немногие  занимаются   земледелием"44-45.
  Указание Страбона на сочетание кочевого скотоводства с  земледелием
  у ургов вполне соответствует характеру  природы  в  том  месте,  на
  котором обрывается перечень  хорошо  определимых  народов  Иордана.
  Мордва находится почти у границы степей  правобережья  Волги.  Роги
  Иордана должны быть южнее мордвы  и,  следовательно,  страбоновская
  характеристика ургов вполне к ним подходит. Возможно, что урги-роги
  -- первая  волна  угорских  выселенцев,  продвинувшихся  из  района
  Великой Унгарии на юг.
 ----------------------------------
      44-45 Страбон. География, с. 280.

      9. Тадзанс. Определению пока не поддается.
      10. Атаул. Слово по облику тюркское  и  могло  обозначать  одно
  из авангардных гуннских племен  ("Конская  ставка"?).  Впервые  имя
  гуннов упоминает в связи с Каспийским морем и его "устьем" (дельтой
  Волги?) Дионисий Периегет, современник императора Адриана  (118  --
  138). Он называет "уннов", соседящих  с  каспийцами46.  Hа  полвека
  позже Клавдий Птолемей называет "хунов" в соседстве с роксоланами и
  бастарнами 47, т. е. уже несколько западнее  прикаспийских  земель,
  где продолжали накапливаться гунны.  Тюркский  этноним  в  низовьях
  Волги не должен нас удивлять.
 ----------------------------------
      46 ВДИ, 1948, № 1, с. 241. По  общей  пагинации  367.  47  ВДИ,
  1948, № 2, с. 238. По общей пагинации 465.

      11. Навего. Народа с подобным именем мы у  древних  авторов  не
  найдем. Направление поиска может дать только последнее звено перечня
  -- народ  "колдов",  в  котором  можно  видеть  отражение  названия
  Колхиды.  В  таком  случае   наш   предполагаемый   путешественник,
  добравшись по Волге до Каспия, должен был пересечь Кавказ  и  через
  Аланские или  Албанские  ворота  попасть  в  Иберию  и  Колхиду.  К
  Каспийскому морю ближе древние Албанские Ворота, к которым подходили
  истоки двух рек с одинаковым  названием:  одна  Алазань  (андийская
  Кобсу) текла от хребта на север, а другая Алазань -- на юг. Hа этом
  пути обитали многочисленные народы нахской группы  (вейнахи-ингуши,
  чеченцы и др.).  Вероятнее  всего,  с  этими  племенами  и  следует
  сопоставлять "навего" Иордана.
      12.  Бубегены.  Прямого  соответствия  мы  в  перечнях  древних
  народов не найдем, но  очень  близкое  имя  среди  народов  Кавказа
  называет епископ Евсевий (перв. пол. IV  в.).  Перечисляя  каспиан,
  албанов, арменов, иберов, он называет в соседстве с ними "бибранов",
  которые могут быть сближены с иордановскими бубегенами48.
 ----------------------------------
      48 ВДИ, 1948, № 3, с. 222. По общей пагинации 547

      13. Этнография кавказских народов дает нам  в  непосредственном
  соседстве с  грузинами  (древними  иберами)  небольшую  народность,
  относящуюся к нахской языковой группе  --  бацбийцев  49.  Бацбийцы
  проживают близ древних Албанских Ворот Кавказа и должны были попасть
  в поле зрения путешественника, пересекавшего Кавказ едучи от  Волги
  в Колхиду.
 ----------------------------------
      49 Атлас народов мира, л. 18 -- 19.

      Варьирование  этнонима:  "бубегены"  (автор  писал  в  Италии),
  "бибраны" (автор писал в Палестине) и  "бацбийцы"  (этнография)  не
  должно нас особенно настораживать, так  как  мы  хорошо  знаем  как
  видоизменялись названия народов на  протяжении  веков  и  у  разных
  авторов.
      Обзор  предполагаемого  описания  путешествия   закончен.   Оно
  начиналось в восточной Балтике  рядом  с  древней  землей  готов  у
  низовий Вислы, откуда готы двинулись в свои долгие походы по Европе.
  Галинды-голядь -- непосредственные соседи готских земель  в  начале
  нашей эры. Путешествие велось, очевидно, морем, так  как  следующее
  упоминание народа относится к союзу соседних и родственных племен --
  чуди и води-ижоры на южном берегу Финского залива. Далее путь  шел,
  по всей вероятности, Невою в Ладожское озеро,  на  берегу  которого
  лежали западные владения веси, входившей,  судя  по  словосочетанию
  "васинабронки" в союз с пермскими племенами. Дальнейший путь в землю
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-