Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  не покойников клали на костер, а костер разводили над ними.
      Многие  недоумения  разъясняются,   если   мы   допустим,   что
  погребальное сооружение, в котором сжигали покойников Черной Могилы,
  представляло   собой   подобие   домовины,   легкого   бревенчатого
  сооружения, наполненного и окруженного со всех сторон  хворостом  и
  соломой. Идея дома мертвых,  воспроизводящего  схематически  жилище
  живых, такая же общечеловеческая, как  и  идея  кромлеха.  Обе  они
  нередко сочетаются и дополняют друг друга. Мне представляется,  что
  в центре подсыпки строилась легкая прямоугольная домовина из жердей
  или досок. В Черной Могиле есть несколько крупных железных гвоздей,
  загнутых таким образом (в два колена),  что  это  могло  получиться
  только при скреплении двух тесин толщиной  около 5-6 см.  Вероятнее
  всего,  что  эта  домовина  не  была  настоящим   домом,   а   лишь
  изображением, символическим подобием его; бревна  или  жерди  могли
  быть положены неплотно, с просветами,  образуя  лишь  прямоугольную
  ограду, может быть, покрытую соломенной крышей. Все в такой домовине
  должно было быть подчинено требованиям сгораемости, легкого доступа
  воздуха,  что  достигалось  незначительной  толщиной  строительного
  материала, неплотностью кладки  жердей,  хорошей  тягой  и  обилием
  хвороста и соломы. Длина такой  домовины  определяется  расстоянием
  между крайними вещами на кострище Черной Могилы -- 320-350 см, т. е.
  размерами срубных гробниц-домовин той же эпохи,  известных  нам  по
  курганам  со  срубами  в  ямах.  Если  мы  допустили  существование
  домовины, то сразу станет понятен и бронзовый  сосуд  с  углями,  и
  древодельские инструменты, и гвозди, и компактное расположение всего
  сгоревшего инвентаря, и большая опаленность верхних частей,  и  ряд
  других деталей. Инструменты плотников (топоры и долота) положены  в
  восточной части кострища, поблизости от замков и  ключей,  которые,
  может быть, отмечают место входа в домовину. Скобель был брошен  на
  груду оружия. Этнографические данные говорят о том, что инструменты,
  которыми делали гроб, должны быть очищены, а остатки  материала  --
  сожжены. Тысячу лет назад, очевидно, все "орудия древодельские", при
  помощи  которых  сколачивали  последнее  жилище  князя,   подлежали
  сожжению.
      Бронзовый  сосуд  с  углями  в  свете   этнографии   становится
  устойчивым символом жилища, домашнего очага, переносимого на  новое
  место. В такой  домовине,  когда  она  была  заполнена  жертвенными
  животными, происходит и один из самых мрачных эпизодов погребения --
  умерщвление женщины, обреченной на сожжение. Когда дом мертвых  был
  наполнен  всем,  его,  очевидно,  закладывали  хворостом   доверху,
  подкладывали хворост снаружи и зажигали все  сооружение.  Подсыпка,
  поднимавшая костер на 1,5 м над уровнем  земли,  создавала  хороший
  доступ воздуха, и домовина должна была ярко гореть, создавая внутри
  высокую температуру, необходимую для сожжения  трупов,  лежащих  на
  земле.  Земля  вокруг  костра  была   прокалена   на   значительном
  расстоянии. Сожжение на подсыпке было обычным  для  Чернигова.  Три
  крупнейших черниговских кургана объединены одним признаком:  насыпь
  их сооружалась в два приема, и на вершине укладывались доспехи.
      Первичная насыпь Черной Могилы достигала 7  м  высоты  и,  судя
  по фотографии, представляла собой шаровой  сегмент.  Положенные  на
  вершину  доспехи  должны  были  быть  видимы  со  всех  сторон,   а
  значительная  отлогость  насыпи  позволяла,  если  это  требовалось
  ритуалом, разместиться  около  доспехов  значительному  числу  лиц.
  Возможно, что здесь и происходили поминки-страва.

                  Ковши круговые, запенясь, шипят
                  На тризне плачевной Олега;
                  Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
                  Дружина пирует у брега.

      Давно уже доказано, что тризна -- не поминки, а  военная  игра,
  турнир, состязание в честь умершего 37.
 ----------------------------------
      37 Котляревский А. О  погребальных  обычаях  языческих  славян.
  М., 1868, с. 131-132. В словаре Памвы Берынды "тризнище --  местце,
  где бывают поединки, або бойования". Церковь наказывала тех, кто "по
  мертвеци дрался".

      Мне кажется, что именно ради тризны  военные  доспехи  умершего
  клали на вершину высокой  насыпи,  чтобы  они  как  ратные  символы
  воодушевляли  состязающихся  воинов.  Слова  "тризна",   "тризнище"
  соответствуют греческому борьба,  состязание.  Греческие  олимпиады
  переводились  словами  "пятилетнее   тризнище".   Тризнище   иногда
  приравнивалось к поприщу, к пространству для состязаний 38.
 ----------------------------------
      38 Дьяченко Г. Полный церковно-славянский  словарь.  М.,  1900,
  с. 732.

      Наиболее интересны для уяснения сущности  тризны  сопоставления
  синонимов в переводах с греческого. Слово agon переведено:
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-