Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  насыпка кургана на высоту 11 м;  6)  установка  столба  на  вершине
  кургана.
      Рассмотрим эти фазы погребальной церемонии  в  их  отражении  в
  конструкции Черной Могилы.
      Топография  погребального  кострища  предстает  перед  нами   в
  таком виде: среднюю часть занимали покойники, положенные  в  полном
  воинском доспехе. По левую руку от старшего князя находилась  груда
  оружия. Один из мечей расположен таким образом, что если мы мысленно
  представим себе лежащего рядом воина,  то  меч,  высовывающийся  из
  общей груды, придется как раз рукоятью на  левое  бедро  покойника.
  Вероятно, князь был опоясан мечом. Этот меч является  самой  нижней
  вещью в груде; поверх его положено (или вонзено в землю) копье, меч.
  сабля, седло со стременами. Здесь же, в скипевшейся массе  железных
  вещей, находились обрывки кольчуги. У ног князя был положен  щит  с
  медной оковкой.
      Где-то в северной части (около  груды  оружия)  находились  два
  сосуда; один из них -- железный, с пережженными костями  барана,  а
  другой -- бронзовая жаровня с углем. У ног князя были положены  два
  оседланных и взнузданных коня.
      Из вещей, связанных с женщиной, нам известно  только  положение
  десяти серпов в ногах. Здесь же были кости быка или коровы и зерна.
  Несколько севернее серпов (т. е.  ближе  к  предполагаемому  юноше)
  стоял бронзовый сосуд с бабками. По правую руку от женщины находился
  какой-то железный сосуд (?).  Всю западную часть кострища  занимают
  обручи и дужки деревянных ведер. Они идут неправильным полукругом от
  северного края кострища до южного; всего стояло около 12 ведер.  На
  каждом отроге полукруга, как бы замыкая его,  стояло  по  железному
  сосуду. Деревянные ведра ставились, вероятно, с медом или вином.
      Во всем расположении вещей  мы  видим  определенный  порядок  и
  систему. С мужчиной положены предметы вооружения и ратного быта,  а
  с женщиной -- орудия сельского хозяйства, злаки и домашняя скотина,
  хотя маловероятно, чтобы спутница князя  сама  занималась  сельским
  хозяйством. Центральная часть кострища была приведена в  беспорядок
  в то время, когда отсюда вытаскивали обугленные  остовы  мужчины  и
  юноши в кольчугах и шлемах. Здесь  найдены  украшения,  наконечники
  поясов, золотые, серебряные и стеклянные слитки.
      В восточной части  кострища  найдены  ключи,  замки,  топоры  и
  долота. Кострище занимало площадь в 10 м  в  поперечнике,  но  вещи
  встречаются только очень компактно, на небольшом срединном  участке
  кострища в 320 -- 350 см в поперечнике.
      Важным вопросом  является  точная  датировка  как  всей  Черной
  Могилы, так и её отдельных частей.  Датировка  облегчена  находками
  трех византийских монет. Датирует Черную  Могилу  не  более  ранняя
  монета в насыпи, а более поздняя на кострище 945-959 гг.
      Обращает на себя внимание большая потертость  монет  Василия  и
  Константина (869-879 гг.) и четкость монеты  Константина  и  Романа
  (945-959).  Наиболее  вероятной  абсолютной  датой  Черной   Могилы
  являются 960-е годы, эпоха князя Святослава 36.
 ----------------------------------
      38 Пархоменко В. А. Князь Чорний. Ювiлейний збiрник  на  пошану
  акад. Д. Багалiя. Київ, 1927. В. А.  Пархоменко  относил  курган  к
  более раннему времени, но все его построение основано  на  легендах
  XIX в.

      Попытаемся  теперь   представить   себе   процесс   организации
  погребального костра, но заранее оговорившись, что здесь мы вступаем
  в область предположений и допущений,  лишь  частично  подкрепленных
  отчетным или музейным материалом.
      Поразительная  правильность   окружности   всех   древнерусских
  курганов свидетельствует  о  том,  что  окружность  будущей  насыпи
  определялась  заранее,  до  сооружения  самого  костра,   так   как
  руководителям погребального церемониала нужно было из центра описать
  окружность при помощи простейшего  инструмента  древних  зодчих  --
  веревки с двумя колышками. Идея круга,  идея  кромлеха  общая  всем
  народам, в том числе и  древним  славянам,  могла  сказываться  при
  сооружениях кургана в том, что место сожжения умершего  ограждалось
  временной круговой оградой. В курганах южных вятичей близ  Воронежа
  эта  ограда  была  сделана  в  виде  массивного  тына,   у   словен
  новгородских ограждение-кромлех делали из валунов.
      Можно допустить,  что  многие  погребальные  костры  окружались
  круговыми  ограждениями,  хотя  бы  временными  и  неуловимыми  для
  археологии, но обозначавшими границу будущего кургана.
      Погребальный костер не  мог  состоять  из  нескольких  сплошных
  рядов бревен, положенных поперечно ряд на  ряд,  так  как  подобное
  плотное расположение бревен должно было  всегда  сохранять  большое
  количество бревен не обгорелыми. Штабельную  конструкцию  костра  с
  водружением наверху покойников мы должны решительно отвергнуть.
      Большой   интерес   представляет   значительная   оплавленность
  верхних частей предметов и то, что зола и пепел  не  подстилали,  а
  прикрывали, сверху многие предметы. Все это указывает нам на то, что
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-