Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  покойник. Девушка что-то произносила при этом и приносила в  жертву
  курицу.
      "...Я спросил переводчика о её действиях,  а  он  сказал:  "Она
  сказала в первый раз, когда её подняли: "Вот вижу своего отца и свою
  мать". И сказала во второй раз: "Вот все мои умершие  родственники,
  сидящие". И сказала в третий раз: "Вот  я  вижу  своего  господина,
  сидящим в саду, а сад красив, зелен. И с ним мужи и отроки и вот он
  зовет меня. Так ведите же меня к нему!" (с. 144 -- 145).
      Последующая  беседа  Ибн-Фадлана  с   одним   из   русов   дает
  некоторые дополнения к представлению о загробном мире.  Рус  сказал
  переводчику:
      "Вы,  арабы,  глупы  ...  Действительно,   вы   берете   самого
  любимого вами из людей ... и оставляете его в  прахе.  И  едят  его
  насекомые и черви. А мы сжигаем его во мгновенье ока, так,  что  он
  немедленно и тотчас входит в рай" (с. 145).
      Судя по этим записям, у славян  еще  до  принятия  христианства
  существовало представление о рае,  о  "красивом  зеленом  саде",  в
  который обязательно попадают умершие. В  отличие  от  христианства,
  считавшего, что небесный рай нужно заслужить земными добрыми делами
  ("смирением ... правдою ... чистотою ... трудом ... постом..." 33),
  славянский языческий рай был доступен и "самому уважаемому человеку"
  (похороны которого наблюдал Ибн-Фадлан) и его девушке и всей  родне
  этой девушки. Заслуживать место в этом красивом  саду  будущего  не
  нужно -- он доступен и неизбежен.
 ----------------------------------
      33  Гальковский  Я.  М.   Борьба   христианства   с   остатками
  язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. II, с. 14.

      Погребальный обряд по Ибн-Фадлану и  по  данным  Черной  Могилы
  различается в основном наличием ладьи в первом случае. В  Чернигове
  на  высоком  берегу  Десны  сооружали  не  помост   для   ладьи   с
  домовиной-палаткой на ней, как  при  похоронах  руса  на  Волге,  а
  круглую песчаную подсыпку под домовину.
      У Ибн-Фадлана тоже  упоминается  домовина:  "в  середину  этого
  корабля они ставят шалаш из дерева и  покрывают  его  разного  рода
  кумачами". Вынув  покойника  из  его  временной  деревянной  могилы
  скрытней, русы одели его  в  богатые  парчовые  одежды  с  золотыми
  пуговицами, "надели ему на голову соболью шапку из парчи" и усадили
  его внутри домовины (с. 144) 34. Вокруг  покойника  поставили:  мед
  ("набиз"), какой-то  плод,  "разного  рода  цветы  и  ароматические
  растения, хлеб, мясо, лук". Принесли в жертву собаку,  разрубив  её
  пополам. "Потом принесли все его оружие и положили его рядом с ним";
  затем принесли в жертву двух  коней,  изрубленных  мечами,  и  двух
  коров. Жертва завершилась петухом и курицей (с. 144).
 ----------------------------------
      34 Парчовая шапка с околышем  из  меха  являлась  отличительной
  особенностью древнерусских князей, символом княжеского  достоинства
  (см.: Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры. М.. 1946). В данном
  случае "самый уважаемый человек" мог быть одним из племенных князей
  Вятичей или Кривичей, из тех, кого договоры  с  Византией  называли
  собирательно "всякое княжье". Кривичи, упоминаемые как союзники Руси
  с 907 г., жили на самой Волге, а Вятичи располагали таким  путем  в
  Булгар, как Ока, являвшаяся стержнем Вятического племенного союза.

      Анализ  отчетов  Д.  Я.  Самоквасова   и   музейных   коллекций
  позволяет восстановить картину погребального обряда Черной  Могилы,
  близкую к описанию Ибн-Фадлана 35.
 ----------------------------------
      35 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 25-51, рис. 5,  7,  8.
  На  рисунке  8,  дающем  три  стадии  насыпки  кургана,   по   вине
  издательства, неверно, дано  среднее  звено  эволюции:  на  среднем
  чертеже-реконструкции не показаны доспехи покойников, водруженные на
  вершине полунасыпанного кургана, которые хороша видны на своем месте
  на схеме рис. 7 (с. 65).

      В кургане были похоронены трое: князь, юный княжич  и  женщина.
  Все трое были положены внутри домовины. Возрастная разница  мужчин.
  доказывается размерами их шлемов: один шлем (с  остатками  парчевой
  шапки) нормального размера, а другой -- неполномерный.  Около  того
  покойника, которому принадлежал маленький шлем, находился сосуд  с
  сотней игральных  бабок-астрагалов  и  бронзовой  "битой"  в  форме
  бараньего астрагала. Различаются по размеру и турьи рога.
      По описанию Ибн-Фадлана сразу после  сожжения  русы  "соорудили
  на месте этого корабля ... нечто вроде круглого холма и водрузили в
  середине его большое бревно "хаданга" (сосны), написали на нем  имя
  этого мужа и имя царя русов и удалились" (с. 146) .
      Черная Могила дает  нам  остатки  более  сложного  ритуала:  1)
  сооружение домовины; 2) принесение жертв;  3)  насыпка  кургана  на
  половинную высоту; 4) перенесение на вершину полунасыпанного кургана
  доспехов и оружия погребенных для обряда тризны;  5)  окончательная
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-