|
и русских. СПб, 1870, с. 82-110.
Синтезом повествования Ибн-Фадлана и результатов раскопок Д.
Я. Самоквасова является картина Г. И. Семирадского в Историческом
музее -- "Похороны руса".
Княжеские и дружинные курганы Чернигова расположены в местах,
где были поставлены потом церкви с наиболее архаичными
наименованиями: курганы в урочище "Гульбище" (т. е. языческое
"игрище"), очевидно, близ святилища Перуна, так как здесь была
поставлена церковь св. Ильи, а Черная Могила -- близ святилища
Макоши, так как рядом возник Успенский монастырь (успенье 15 августа
-- праздник "зажинок"). На пойме, под обрывом, на котором находится
храм Ильи, расположена существующая доныне "Святая Роща"
(переименована в Пролетарский Гай) с вековыми соснами. Разрушенный
в 1851 г. курган "Княжны Черны" находится неподалеку от церкви св.
Пятницы, что тоже говорит о женском божестве. Связь места княжеского
погребения с общественным ритуальным пунктом вполне вероятна.
Черная Могила представляла собой грандиозное сооружение
объемом свыше 6000 кубометров земли, высотою 11 м. Внутри окружности
кургана мог бы поместиться черниговский Спасский собор и две
церковки вроде Ильинской! Совершение обряда сожжения на кострище,
площадью свыше 300 м^2, расположенном на высоком берегу Десны,
должно было бы быть видимо во время возжения огня в округе
километров на 30 во все стороны.
Черную Могилу следует рассмотреть внимательно как наилучший
образец русского княжеского кургана, датированного византийскими
монетами императора Константина Багрянородного (945-959 гг.) и тем
самым синхронного знаменитому описанию Руси, сделанному этим
цесарем. Сопоставление отчетности Самоквасова с архивными данными и
музейными коллекциями позволяет полнее и точнее представить
конструкцию кургана и последовательность обряда 31. (Рис. 65).
----------------------------------
31 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 24-51.
Рассмотрение кургана следует вести параллельно с
использованием детального рассказа Ибн-Фадлана, бывшего очевидцем
погребения знатного руса на Волге близ Булгара в 922 г. 32 Различие
этих двух наших источников заключается лишь в том, что русский
путешественник, отправлявшийся, вероятно, в далекое заморское
плавание в "море Хвалисское" (Каспий) и далее в "жребий Симов", был
погребен в ладье, а князь, умерший у себя дома, в Чернигове,
похоронен, естественно, без ладьи.
----------------------------------
32 Текст Ибн-Фадлана дается по наиболее совершенному переводу
А. П. Ковалевского 1956 г.: Ковалевский А. П. Книга Ахмеда
Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 -- 922 гг. Харьков,
1956. Ссылки на страницы далее даются в тексте.
Оказавшись в Булгаре на Волге в качестве посла халифа
Ал-Муктадира, Ахмед ибн-Фадлан заинтересовался русским обрядом
трупосожжения.
"Мне все время, -- пишет Ибн-Фадлан, -- очень хотелось
познакомиться с этим, пока не дошла до меня весть о смерти одного
выдающегося мужа из их числа" (с. 143). Погребальный обряд (не
считая насыпки кургана) длился десять дней. Умершего поместили в
какую-то могилу с крышей. Затем разделили его имущество на три
части: одна треть -- женам и дочерям, треть на погребальный реквизит
и треть -- на поминки (на хмельной "медовый набиз").
Все дальнейшее как бы воспроизводило архаичный свадебный
обряд. Из числа "девушек умершего" (но не из рабынь) одна
добровольно соглашается быть его женой в потустороннем мире и
обрекает себя на смерть и последующее сожжение.
Все десять дней подготовки к кремации, пока шили одежду для
умершего, остальные люди пили и развлекались с женщинами. "А та
девушка, которая сожжет сама себя с ним, в эти десять дней пьет н
веселится, украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями
и платьями и, так нарядившись, отдается людям" (с. 143).
Арабский путешественник подчеркивает обязательность обряда
сожжения девушки и вместе с тем добровольность согласия одной из
девушек, которая "каждый день пила и пела, веселясь, радуясь
будущему" (с. 143). Это подводит нас к широким представлениям о
загробном мире, так как обреченную девушку радовало, разумеется, не
ближайшее будущее -- убийство и сожжение -- а вечное счастливое
пребывание в потустороннем мире. Во время погребальной церемонии
девушка "видела" население этого мира: перед самым финалом, в лучах
заходящего (в подземный мир) солнца девушку подводили к каким-то
заранее изготовленным воротам, сооруженным около будущего костра. её
трижды поднимали над воротами и она заглядывала вниз, во внутреннее
пространство, центром которого был подготовленный к сожжению
|
|