|
города говорит о том значении, которое придавалось волхвам.
Полнее всего религиозная и политическая роль жречества
прослеживается у балтийских славян в XI -- XII вв. В особенности
интересны свидетельства католических писателей XII в. Саксона
Грамматика и Гельмольда, на основании которых А. Гильфердинг говорил
даже о теократическом образе правления у лютичей и бодричей 23. У
балтийских славян, пишет Гильфердинг, "жрецы имели значение особого,
строго отделенного от народа сословия ... они совершали в святилищах
всенародные моления и те гадания, которыми узнавалась воля богов.
Они пророчествовали и говорили народу от имени богов ... Они
пользовались особенным почетом и богатством, распоряжались и
доходами с поместий, принадлежавших храмам и обильными приношениями
поклонников".
----------------------------------
23 Гильфердинг А. История балтийских славян. СПб., 1874, с.
200-203.
Наиболее прославленным у балтийских славян был знаменитый
храм Святовита (соответствовавшего русскому Роду) в Арконе на берегу
Балтийского моря 24.
----------------------------------
24 Schuchhardt К. Arkona, Retra, Vineta. Berlin, 1926.
"Земная власть, -- продолжает Гильфердинг, -- принадлежавшая
Святовиту, находилась, разумеется, в руках жреца. Жрец был настоящим
повелителем и властелином райского племени ... Жрец почитается у ран
более, чем князь". Языческое духовенство племенного союза Лютичей
представляло собой феодализирующуюся верхушку, обладая земельными
угодьями, собирая дань ("дары"), облагая пошлинами купцов,
присваивая третью часть военной добычи и располагая собственным
отборным войском Святовита 25.
----------------------------------
25 Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян, с. 205-207.
Такую же картину наблюдаем и у соседних племен: у Поморян, у
Бодричей и др. Существовала целая иерархия жрецов разных рангов: в
каждой жупе, наряду с жупаном существовал жрец; в каждом племени
наряду с князем -- жрец всего племени, а наряду с этим, над этой
локальной системой, господствовал жрец главного бога целого союза
племен (Святовита, Радогоста, Перуна и др.).
Проводить полную параллель с Киевской Русью, разумеется,
нельзя, так как, во-первых, между сведениями о конгломерате
балтийских племен и киевской державой был хронологический интервал
около двух столетий, а, во-вторых, Русь уже в середине X в. была
огромным государством с сильной властью киевского князя, стоявшего
над "светлыми князьями" отдельных племенных союзов, аналогичных
союзам бодричей или лютичей. Говорить о теократическом правлении
применительно к Руси не приходится, но разветвленность и
влиятельность жреческого сословия в русских землях IX -- X вв. едва
ли подлежит сомнению; сведения Саксона и Гельмольда раскрывают перед
нами то типическое, что должно было существовать в любом языческом
обществе накануне создания государственности (может быть, даже
опережая её) и в первый период существования языческого государства.
Безусловно, прав Г. Ловмянский, говоря, что славянское жречество,
как общественная группа, "иерархически организованная, формируется
на этапе государственной организации (от которой получает
материальную поддержку) ... и управляет религиозной жизнью
определенной области" 26.
----------------------------------
26 Lowmianski H. Religia slowian i jej upadek. Warszawa,
1979, s. 159.
Управление религиозной жизнью было непростым делом даже на
уровне единичного поселка; оно было сложным на уровне племени с
общеплеменным святилищем и оно стало весьма усложненным и
многообразным на уровне государства, объединившего около полусотни
племен. Простой сельский волхв должен был знать и помнить все
обряды, заговоры, ритуальные песни, уметь вычислить календарные
сроки всех магических действий, знать целебные свойства трав. По
сумме знаний он должен был приближаться к современному профессору
этнографии с тою лишь разницей, что этнограф должен долго выискивать
полузабытые пережитки, а древний колдун, вероятно, получал многое от
своих учителей-предшественников. Без непрерывной преемственности
поколений нельзя представить себе тысячелетнюю традиционность всех
разновидностей восточнославянского фольклора.
В этом отношении интересны рассмотренные выше календарные
расчеты приднепровских славян-антов IV в. н. э. То, что они совпали
(и довольно точно!) с многолетними научными наблюдениями русских
агрономов XIX -- XX вв., позволяет уверенно говорить о том, что
календарь IV в. был тоже основан на длительных наблюдениях, на
|
|