Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Исследователь сопоставил её с обычаем хоронить колдунов с "громовыми
  стрелами"  17.  Обычно   под   громовыми   стрелами   подразумевают
  фульгуриты, но вполне вероятно, что  к  ним  причисляли  и  изделия
  каменного века. Подобные находки есть и  в  других  местах.  Особый
  интерес  представляет  кремневый  наконечник  копья,  найденный   в
  Новгороде в слоях рубежа XIII -- XIV вв. Кремень оправлен в серебро
  с чернью. М. В.  Седова  определяет  дом,  в  котором  найден  этот
  талисман, как дом волхва, так как в его фундаменте зарыты 4 детских
  черепа  18.  Наличие  православного   восьмиконечного   креста   на
  серебряной оправе говорит о  любопытном  синкретизме  представлений
  этого колдуна-знахаря.
 ----------------------------------
      17 Городцов В. А. Археология. Каменный  период.  М.,  1923,  с.
  77-78.
      18  Седова  М.  В.  Амулет  из  древнего  Новгорода.  --   Сов.
  археология, 1957, № 4, рис. 1. с. 166-167.

      Прямых сведений о  волхвах  и  их  роли  в  общественной  жизни
  молодого государства Руси в IX -- X вв.  у  нас  мало.  Лишь  к  XI
  столетию относятся записи о действиях  волхвов  в  медвежьих  углах
  северо-восточной окраины -- в Суздале и в  Пошехонье.  Быть  может,
  поэтому такая исторически интересная тема, как жреческое  сословие,
  и не ставилась в нашей литературе  даже  как  проблема,  подлежащая
  рассмотрению. Нередок взгляд на волхвов, лишь  как  на  деревенских
  колдунов, знахарей мелкого масштаба. Такими стали  далекие  потомки
  древних волхвов в XVI -- XVII вв., по традиции все еще называвшиеся
  волхвами. Но даже отрывочные сведения о волхвах XI в., действовавших
  на  самом  краю  подвластных  Руси  земель,  рисуют  их   нам   как
  могущественных  деятелей,  поднимавших  руку  и  на  местную  знать
  ("старую чады") и на знатного киевского боярина, прибывшего с целой
  дружиной.
      В 1024 г. волхвы,  обосновавшись  в  Суздале,  подняли  "мятежь
  велик"  во  всем  Верхнем  Поволжье;  в  1071  г.  два  "кудесника"
  распоряжались на огромном пространстве от Волги на 300 км к  северу
  до Белоозера. В обоих случаях языческие жрецы  (возможно,  местного
  мерянско-вепского происхождения) приносили человеческие жертвы:  "и
  убивашета (двое волхвов) многы жены и имения их имашета  собе"  19.
  Белозерские  кудесники  мотивировали  свою  жестокость   тем,   что
  принесенные в жертву женщины будто бы содействовали  неурожаю:  "ти
  дьржать обилие; да аще истребиве и избиеве  сих  --  будеть  гобино
  (урожай)". И это местным населением считалось в порядке вещей; народ
  не выдавал  своих  жрецов  боярину  Яну  Вышатичу,  а  сами  волхвы
  заявляли, что их судить вправе только лишь великий князь киевский.
 ----------------------------------
      19 Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 222.

      Каково было значение волхвов в языческой среде, мы  уже  видели
  на примере Новгорода, где в  момент  введения  христианства  волхвы
  возглавили  народ  и  в  открытую  вели  бои  с  правительственными
  войсками. Спустя столетие в том же Новгороде "вълхв въстал при Глебе
  (Святославиче, внуке Ярослава Мудрого) ...  Глаголашеть  бо  людьм,
  творяся акы бог и мъногы прельсти -- мало не  вьсего  града  ...  И
  бысть мятежь в граде и вьси яша ему веру и хотяху  побити  епископа
  ...И разделишася надъвое: кънязь бо Глеб  и  дружина  его  сташа  у
  епископа, а людие вьси идоша за вълхва..." 20.
 ----------------------------------
      20 Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 229.

      Этот  общеизвестный  эпизод  свидетельствует  о  силе   влияния
  языческих жрецов не только в деревенской глуши, но и в городе,  где
  давно была учреждена епископская кафедра и построен  величественный
  Софийский собор.
      В   Радзивиловской   летописи   этот    эпизод    иллюстрирован
  специальной миниатюрой: слева -- князь с бердышом, епископ с крестом
  и их сторонники; справа --  волхв  и  его  сторонники.  Волхв  одет
  необычно: на нем длинное до земли белое одеяние с широкими рукавами
  и  с  большим  количеством  крупных  пуговиц.  Оплечье   у   волхва
  орнаментировано; волхв безбород21. (Рис. 63).
 ----------------------------------
      21 Фотомеханическое воспроизводство.  Радзивиловская  летопись.
  СПб., 1902.

      В Новгороде волхвы продолжали действовать  вплоть  до  XIII  в.
  В летопись занесена краткая заметка:
      "В лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 -- творяхут  их  потворы
  деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе" 22.
 ----------------------------------
      22 Новгородская I летопись. М.; Л., 1950, с. 270.

      Публичное  аутодафе  четверых  волшебников-колдунов  в   центре
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-