Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  заздравные круговые чары, рассчитанные на сотню участников пира 6.
 ----------------------------------
      6  Такова,  например,  чара   черниговского   князя   Владимира
  Давыдовича середины XII в. с пожеланием здоровья  всем,  пьющим  из
  нее. Иногда чародейство понималось как отравление: "... исходят ...
  чаровници по лугам и болотам ... ищуще смертные травы" (Срезневский
  И. П. Материалы..., т. III, стлб. 1472. Грамота 1505 г.

      К  облакогонителям  и  чаровникам  иногда  присоединяют  еще  и
  "кобников",  "нарочитых  кобников".  "Кобь"  --  гадания  о  судьбе
  (eimarmene), гадание по полету птиц ("чары деяху и коби зряху")  7.
  Возможно, что гадательный обряд сопровождался какими-то действиями,
  может  быть,  ритуальными  танцами,  так  как  современный   глагол
  "кобениться" связан с необычными телодвижениями.
 ----------------------------------
      7 Срезневский И. И. Материалы..., стлб. 1240.

      Большой  интерес  в  связи   с   археологическими   материалами
  представляет значение слова "хранилышкы", поставленное в один ряд с
  чаровниками  и  волшебниками.  Этим  словом  переведено   греческое
  "изготовитель талисманов"  8.  Следовательно,  в  разряд  языческих
  волхвов наряду с "волшебниками", влиявшими на природу, включались и
  те мастера оберегов и амулетов,  с  продукцией  которых  мы  хорошо
  знакомы по археологическим находкам.
 ----------------------------------
      8 Срезневский И. И. Материалы..., стлб. 1400.

      Сложные   космологические   композиции    на    зооморфных    и
  антропоморфных фибулах V -- VII вв. из Среднего  Поднепровья  с  их
  Дажьбогом, знаками земли и солнца, птицами и змеями,  с  неизменным
  ящером,  теперь  становятся   нам   понятны.   Это   не   стихийное
  бессознательное творчество славянских литейщиков, а воспроизведение
  той картины мира, которая была истолкована  и  воплощена  в  образы
  многими    поколениями    ведунов    и    облакопрогонителей    или
  "хранильников"-филактериев, как назвал их русский переводчик.
      Фибулы были предназначены не только для  украшения,  но  и  для
  охранения  от  рассеянных  повсюду  невидимых  носителей   зла   --
  упырей-вампиров и вредоносных навий.
      Все  виды  работ  с  металлом  в  древности  были  связаны   со
  множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в  мифы.
  Общеизвестна связь кузнецов с образом волка ("волкодлаки"?) 9.
 ----------------------------------
      9 Абаев В. П. Скифо-европейские изоглоссы на  стыке  Востока  и
  Запада. М., 1965.

      В этой работе о  славянском  язычестве  много  раз  приходилось
  упоминать о волшебном кузнеце Кузмодемьяне  (из  двух  христианских
  имен Кузьмы и Демьяна), выковывающем плуг в 40  пудов  и  обучающем
  людей земледелию. Мифический кузнец (кузнецы)  побеждает  страшного
  змея и пропахивает на нем гигантские борозды -- "змиевы  валы"  10.
  Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIX в.  как
  покровитель брака и семьи. Дохристианским именем волшебного кузнеца
  было, очевидно, Сварог или Сварожич -- огонь.
 ----------------------------------
      10 Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян.  М.,  1981,  с.
  541-547.

      Если  пытаться   воспроизвести   состав   жреческого   сословия
  древних   славян,   то,    кроме    универсальных    волхвов,    --
  "облакогонителей",    руководителей     языческих     обрядов     и
  жертвоприношений, мы непременно должны включить  в  общий  перечень
  волшебников также и кузнецов, изготавливавших не только орудия труда
  и оружие (что уже придавало им значительный  вес),  но  и  "женскую
  кузнь", "кузнь  многоценную",  проявляя  "хытрость"  и  "художьство
  кузньчьско".
      От древнего глагола "ковать", изготавливать нечто  из  металла,
  происходит слово "коварство", которое нами употребляется  только  в
  переносном смысле, а  в  свое  время  означало:  мудрость,  уменье,
  замысловатость  (греческие  соответствия:  panourgos   --   мудрый;
  mechanikoi  --  умелые).  "Корень  премудрости,  кому  открылся,  и
  коварство (премудрости), кто уразуме" 11.
 ----------------------------------
      11 Срезневский И. И. Материалы..., стлб. 1241.

      Как увидим далее в разделе о языческих элементах  в  прикладном
  искусстве  христианской  Руси  XI  --  XIII  вв.,  эти   "коварные"
  златокузнецы в совершенстве  знали  языческую  символику  и  широко
  применяли свои знания как для изготовления деревенских  амулетов  и
  украшений с оберегами, так и для  "гривной  утвари"  самых  знатных
  женщин страны вплоть до великих княгинь.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-