|
невесту во время свадьбы называли "князем со княгинюшкой". Hа таком
семейно-родовом уровне "князь", очевидно, расценивался как глава
житейских дел и как руководитель семейных религиозных заклинаний.
Однако одних этих деревенских волхвов нам мало для того,
чтобы воссоздать общую картину славянского первобытного язычества.
Ведь мы знаем, что еще в I тысячелетии до н. э. существовали
"события", "соборы", "толпы" -- многолюдные общеплеменные сборища со
сложным сценарием языческого ритуала, с разработанным комплексом
обрядов, сопровождаемых заранее изготовленным реквизитом.
В составе племенной знати должны были быть люди,
разрабатывавшие и совершенствовавшие систему обрядов, знавшие (или
создававшие вновь) тексты молений и песнопений, мелодии напевов,
формулы обращения к богам. Вековая традиция неизбежно должна была
переплетаться с творчеством и расширением репертуара. Жрецы были
неотъемлемой частью любого первобытного общества и, чем больше
усложнялась его социальная структура, чем ближе оно было к верхней
грани доклассовой первобытности, тем яснее и многообразнее выступала
роль общеплеменных жрецов, жриц н князей, выполнявших часть
жреческих функций.
Одну из важных жреческих функций мы можем определить по
археологическим материалам. Это -- календарь, точное определение
сроков молений. Мы уже видели сложность и высокую астрономическую
точность календаря IV в. н. э., предназначенного для молений о дожде
(кувшин со знаками из Ромашек). Hа кувшине для священной воды
обозначены дни от общеевропейского срока появления первых ростков --
1-2 мая -- до конца жатвы в полосе Среднего Поднепровья. Указан
общеславянский праздник ярилин день (4 нюня) и общеевропейский
праздник летнего солнцестояния -- 24 июня (Иван Купала). Есть и день
Перуна (20 июля) и начало приготовлений к этому дню, подтвержденное
спустя 600 лет летописью (12 июля 983 г.).
Помимо всех празднеств, на глиняном календаре определены
четыре периода дождей, необходимых для яровых хлебов в этой
местности! Календарь черняховской культуры с такими разнородными и
точными показателями -- образчик глубокой жреческой мудрости многих
поколений. Выше я указывал, что этот календарь древних антов
подтвержден агротехническим руководством конца XIX в. для Киевщины.
Славянские волхвы антской эпохи должны были долго вести наблюдения,
как-то фиксировать их, чтобы в конце концов создать безупречное
расписание магических молений о четырех периодах дождей на
протяжении лета. А для фиксации наблюденного была придумана особая
знаковая система. Прочтение календаря IV в. позволяет теперь нам
понять фразу Черноризца Храбра, писавшего в X в.: "Прежде убо
словене не имеxу къниг, но чрьтами и резами чьтяху и гатаху
(гадааху) погани суще" 3.
----------------------------------
3 Куев К. Черноризец Храбр. София, 1967, с. 195.
Создание знаковой системы было, очевидно, делом нескольких
поколений "водою влъхвующих" жрецов, которые "навыкли зело хытрость
вльшебъную".
Черты и резы на кувшине, сделанные специально еще на сырой
глине, должны были отвечать главной задаче молений о дожде --
заклиная земную воду из родника, вызвать, вымолить y Рода воду
небесную: "Ов требу створи на студеньци -- дъжда искы от него..."
Волхвы, знающие заклятия от засухи, производящие точные
расчеты оптимальных сроков дождей, рассматривались народом как
особые существа, умеющие превращаться в волков, повелевать облаками
и даже устраивать затмение луны или солнца:
"Облакогонештеи от селян влъкодлаци (вурдалаки) нарицаються:
егда убо погыбнеть луна или слънце -- глаголють: влъкодлаци луну
изъедоша или слънце".
Магическим действиям волхвов-волшебников приписывалось
влияние на все силы природы, обеспечивающие урожай. Серапион
Владимирский писал, упрекая свою паству:
"От ких писаний се слышасте, яко волхвованиемь глади бывають
на земле и пакы волхвованиемь жита умножаються?" 4
----------------------------------
4 Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского
языка. М., 1958, с. 382.
Деятельность "управляющих облаками" иногда определялась очень
многообразно:
"... Глаголемыя облакопрогоньнпкы и чаровьникы и хранильникы
и вълшвьбникы..." 5
----------------------------------
5 Срезневский И. И. Материалы...
Чародейство -- магические действия с водой и различными
отварами из трав, требующие специального сосуда -- "чары". Известны
|
|