Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  детализации представление о фазах луны.
      Смысл всей композиции был в признании  древнего  дуализма  мира
  ("упыря" и "берегини"), где ночное мрачное начало было представлено
  ящерами и маленькими дисками луны и подземного солнца,  а  дневное,
  торжествующее начало -- огромными кругами "светлого и  тресветлого"
  солнца, совершающего свой предначертанный путь над земными  нивами,
  "жизнью нашей" по терминологии XII в.
      Вщижская модель мира изготавливалась  по  всей  вероятности,  в
  1160-е годы, в то самое время, когда перестраивался город Владимир,
  закладывался Боголюбовский замок Андрея Юрьевича. Тревожное  время,
  когда сам князь искал защиты "от стрел, летящих во тьме  разделения
  нашего", сказалось в концепции модели  мира,  в  которой  скульптор
  выдвинул  по  существу  одну  тему  --  светлое  солнечное   начало
  господствует над ночным мраком, солнце охраняет покой птиц, клюющих
  ростки.
      Удивляет полное отсутствие христианской символики.  В  какой-то
  мере это находит параллели в  "Слове  о  полку  Игореве",  где  нет
  обращений к богу, но упоминаются Белес и Стрибог, Карна и Желя, Хорс
  и Дажьбог.
      У  самого   Андрея   Боголюбского   дважды   возникали   острые
  конфликты  с  высшим  духовенством  по   поводу   так   называемого
  "мясоядения",  т.  е.   обычая   принимать   ритуальную   (язычески
  ритуальную!) мясную пищу, не взирая на церковные запреты, связанные
  с постными днями.
      Полуязыческая-полухристианская     модель     мира      мастера
  Константина не должна нас удивлять -- она вписывается в свою эпоху,
  как и белокаменная резьба владимирской архитектуры.
      Возвращаясь   к   теме   новгородского   "бога-крокодила",   то
  залегающего водные пути, то одаривающего гусляра волшебным даром, то
  требующего себе человеческой  жертвы,  мы  должны  быть  благодарны
  мастеру Константину, донесшему до  нас  архаичное  представление  о
  ящере, глотающем солнце. Владимирское княжество во второй  половине
  XII в. доходило порой до Северной Двины, до области распространения
  шаманских  "сульде"   с   ящером,   глотающим   солнце.   Вероятно,
  владимирский скульптор знал какие-то предания и  мифы  о  подземном
  владыке и воплотил их в своей напрестольной  сени.  Ящеры  вщижских
  арок овеществляют в наших глазах мифологические персонажи  былин  о
  Садке и преданий о "боге-крокодиле", сближая их в  свою  очередь  с
  польскими средневековыми сведениями о культе "Яже" или "Яще" с двумя
  богинями и с детской игрой XIX в., воспроизводящей жертвоприношение
  Ящеру.

                             Глава седьмая
 =====================================================================
                    ЖРЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

                                 ВОЛХВЫ

      Предыдущее  изложение  много   раз   подводило   нас   к   теме
  славянского жречества, но, к сожалению, в дошедших до нас источниках
  (преимущественно церковного происхождения) эта  тема  умышленно  не
  разрабатывалась, и фигуры языческих волхвов появлялись на страницах
  летописей лишь в исключительных случаях, когда им удавалось  увлечь
  за собой чуть ли не целый город 1.
 ----------------------------------
      1   Интересной    промежуточной    стадией    между    волхвами
  средневековья и ведунами, знахарями и сказителями XIX  в.  являются
  севернорусские скоморохи XVI-XVII вв., которых справедливо  считают
  наследниками языческих волхвов. См.: Фаминцын А.  С.  Скоморохи  на
  Руси. СПб., 1889, с. 129 и след.; Морозов А. Скоморохи на Севере. --
  Альманах "Север". Архангельск, 1946.

      Этнография  дает  нам  ценнейшие   материалы   по   деревенским
  знахарям и знахаркам, колдунам и  ворожеям,  которые  лечат  людей,
  заговаривают скотину, насылают порчу или привораживают,  определяют
  злодеев,  предсказывают  будущее,  оберегают  от  эпидемий,   знают
  свойства трав и помнят десятки архаичных заговоров. Эти материалы о
  знахарях (которых еще  в  XVII  в.  продолжали  называть  волхвами)
  возвращают нас на тысячу лет назад и позволяют нам  почти  во  всей
  полноте  представить  себе  религиозный  быт  славянской  языческой
  деревни 2.
 ----------------------------------
      2  Наиболее  ценным  исследованием  о  славянских  чародеях   и
  жрецах до сих пор остается очерк Любора Нидерле "Carodejove a knezi"
  в его "Славянских древностях" (Niederle L. Slovanske  starozitnosti
  Oddil kulturni delu II svazek 1. Praha, 1924, s. 205-242. Интересна
  близость двух западнославянских  слов:  "knez"  --  волхв,  жрец  и
  "knize" -- князь. Возможно, что в  условиях  первобытного  родового
  строя князь (от корня "кънъ"-основа) был и главой семьи  и  главным
  исполнителем обрядов. В русском крестьянском быту XIX в.  жениха  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-