|
Но мастер Константин внес в свою композицию целый ряд чисто
языческих деталей, раскрывающих перед нами не столько понимание
картины мира христианскими космографами, сколько древнее, идущее из
глубин веков, представление о мире, в котором центральной фигурой
был архаичный ящер, распоряжающийся ходом самого солнца.
На вопрос о том, как посмел художник поместить в алтаре, на
церковном престоле такого "бога-коркодила", Константин мог бы
ответить, что изображал он не ящера, а христианскую "пасть адову",
которую мы найдем на иконе 1593 г. в соседнем клейме с картиной
мира, где изображено "свержение Сатанино с небес".
Но Константин поместил и языческого Симаргла, упрятав его от
глаз прихожан в орнаментальное переплетение.
В целом модель мира русского скульптора XII в. оказалась по
внешним параметрам близкой к требованиям христианской космологии, но
на самом деле насыщенной в большей степени древней языческой
символикой.
Когда приходилось разгадывать космологическую сущность
орнаментики севернорусских этнографических прялок, то мы видели там
и ход солнца по небосводу, и две околоземных позиции восходящего и
заходящего солнца, и квадраты или ромбы вспаханной земли, и
подземное, ночное солнце (иной раз рядом с такой бытовой деталью,
как керосиновая лампа -- наивная антитеза ночной тьмы), и даже
ящера, поднимающегося вверх из глубины своей подземной бездны 79.
----------------------------------
79 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Табл. рисунков
прялок на с. 241, 243 (ящер), 247.
На прялках пореформенной России эта языческая архаика
отодвинута на второй план яркой, ярмарочной росписью с чаепитием,
катаньем на тройках, пароходами, посиделками, иллюстрациями лубочных
сюжетов, но на старых прялках с простой геометрической резьбой
древняя космологическая система выступает вполне явственно.
Однако у нас при анализе этой интереснейшей системы не было
хронологической перспективы, не было опоры в более ранних
материалах. Вщижские арки такую опору нам дают, не только углубляя
эту систему на 7-8 столетий, но и показывая нам как сознательно и
хитроумно мастер эпохи Андрея Боголюбского сочетал общие контуры
модели мира по "Христианской космографии" со своими севернорусскими
прадедовскими представлениями о картине мира.
В процессе анализа мы рассматривали отдельные части этой
картины; теперь необходимо взглянуть на нее в целом.
Две арки на престоле вщижской церкви представляли собой
бронзовый каркас конструкции, дополненной деревянными штырями внизу
и, по всей вероятности, каким-то покровом (небесного цвета?)
наверху. С точки зрения Козьмы Индикоплова, модель Константина
неполна -- в ней отсутствует тема "хлябей небесных", дождя, орошения
земли. Нет отношения земледельца, пахаря к небу, как к подателю
необходимой влаги. Земля показана тоже неполно: растительный мир
представлен лишь идеограммами ростка-крина и корнями.
Символ плодородия -- четырехчастный ромб изображен только
лишь как пространство, над которым проходит свой дневной путь
солнце. Вообще пространство здесь представлено так же, как и в
"Слове о полку Игореве", с птичьего полета.
Небосвод с тремя дневными позициями солнца здесь не объект
аграрных молений о дожде, а показ торжества небесно-солнечного
начала, подчеркнутого светом трех свечей. Аграрная тематика картины
мира сведена к маленьким, еле заметным фигуркам семарглов,
притаившихся под лапами птиц, и к условному символу корней.
Новым в модели мира Константина является привнесение в нее
могучих хозяев подземного ночного мира -- ящеров. По всей
вероятности, в древних космологических представлениях существовал
только один ящер, один "бог-коркодел".
Раздвоение зрительного образа, наблюдаемое уже на шаманских
бляшках северо-востока, объясняется двойственностью функций
подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на
крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на
другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Это
привело к изображению ящера с одним, но двусторонним туловищем и
двумя мордами в противоположных концах тела. Отсюда уже один шаг к
изображению двух ящеров.
На вщижских арках по два ящера, что маскировало языческую
сущность этого персонажа и придавало большую декоративную
нейтральность. Однако у каждого ящера вщижских арок в его горле --
по солнцу, что явно указывает на память о древних космогонических
мифах.
Участие ящера в суточном движении солнца натолкнуло автора
изделия на мысль о факторе времени и он включил в фигуру солнечного
шара приметы солнечного года из 12 месяцев, а в подставки арок --
элементы движения подземного ночного солнца и обобщенно, без
|
|