Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  законам симметрии или рапорта: здесь могла быть отмечена  символика
  времени. Двенадцать долей на округлом  навершии  подставки  --  это
  солнечный год из 12 месяцев; округлая форма не только  намекала  на
  солнце, но и позволяла выразить и идею вечного бега времени, так как
  счет долей месяцев вокруг "дыньки" можно производить бесконечно,  а
  сфера не имеет ни начала, ни конца.
      Сама  подставка  ниже  сферы-солнца  разделена  горизонтальными
  линиями на отдельные прямоугольные клейма, идущие до самого низа. В
  верхней половине в пяти таких клеймах даны диски следующей формы: в
  срединном из пяти (третьем сверху) диск дан полностью; в  первом  и
  пятом клейме диск дан ущербным -- у нижнего, пятого, срезана нижняя
  часть, а у верхнего  --  верхняя,  что  может  говорить  о  желании
  художника передать движение диска. Будем помнить о том,  что  место
  рассматриваемых подставок -- мир ниже ящера, т. е.  мир  подземный,
  ночной. Тогда устремляющийся вверх диск верхнего клейма должен быть
  понят как солнце, выходящее из ночного мира в мир дневной. Рядом  с
  этим клеймом находится клеймо с диском, на котором помещен  знак  в
  виде  полумесяца  рогами  вниз;  возможно,  что  это  --   условное
  изображение луны, видимой утром и вечером даже при солнечном свете.
  В центре композиции из пяти клейм находится  полный,  ровный  круг,
  который следует считать полуночным солнцем. Ниже его еще один диск,
  совмещенный с "полумесяцем", а завершает композицию  диск,  как  бы
  приподнимающийся над горизонтальной чертой. Смысл этих пяти верхних
  клейм -- продолжение темы суточного хода солнца.  Дневной  его  ход
  показан отчетливо на самих арках, а здесь, как  на  этнографических
  прялках,  зрителю  напоминают  менее   броскими   изображениями   о
  существовании подземного мира ящеров, по которому солнце  совершает
  свой ночной, невидимый нам путь.
      Итак,  из  элементов  времени   мы   располагаем   годом   (или
  бесчисленным количеством годов),  двенадцатью  месяцами  и  полными
  сутками, включающими и день (три позиции солнца на  арках)  и  ночь
  (пять позиций солнца и луны  на  подставках),  разделенные  мордами
  ящеров.
      Уловить какую-либо систему  в  расположении  лунных  знаков  не
  удается. Они частично показаны вместе с солнечным диском (полумесяц,
  видимый по утрам и вечерам), а главным образом они сгруппированы  в
  нижней части подставки. Здесь чередуются клейма с "полумесяцами"  и
  клейма с полнолунием, но четкой системы лунного календаря здесь нет;
  просто показано, что луна  бывает  как  круглой,  так  и  ущербной,
  неполной. Единственно, что может относиться к счету времени, это то,
  что всех изображений на обеих подставках -- 30, равное числу дней в
  месяце в древних календарях. Впрочем, это наблюдение ненадежно.
      Символы луны помещены только в ночной зоне,  ниже  ящеров,  так
  как, по представлению древних, это  ночное  светило  большую  часть
  времени проводит под землей, в царстве ночи, во владениях подземного
  ящера.
      Но  нам  известно  и  другое,  что  ящер  проглатывает   солнце
  вечером и возвращает его на другом конце земли утром.
      На вщижских алтарных арках у морд  обоих  ящеров,  у  западного
  (вечернего) и восточного (утреннего) четко изображен сверкающий шар
  солнца, как бы находящегося в горле ящера. Ниже этого солнца (только
  что проглоченного или же готового извергнуться) помещено напоминание
  о нижнем мире, о ночном пути солнца и о луне, меняющей свой  облик.
  Суточный  кругооборот  светила  дополнен  счетом  времени.  Центром
  системы являются  полуподземные  ящеры  или  один  ящер,  зрительно
  расчлененный  на  два  изображения  для   того,   чтобы   оказаться
  одновременно и у заходящего и у восходящего солнца.
      Такое подчинение  орнаментики  архаичным  языческим  воззрениям
  может поставить под сомнение предположение о том, что эти  алтарные
  арки служили основой  модели  мира  по  "Христианской  космографии"
  Козьмы Индикоплова.
      Воспроизведение  модели  мира  по  Индикоплову  мы   найдем   в
  церковном  искусстве  разных  эпох.  Как  на  пример   сошлюсь   на
  новгородскую икону из церкви Петра и Павла в  Кожевниках,  где  мир
  представлен в виде коробового свода, и на шитую икону 1593  г.  78,
  где так же мир в процессе его творения ("Троица с бытием")  показан
  в виде свода. Здесь главное внимание обращено не на солнце и  луну,
  а на верхние, небесные запасы дождевой воды, на  "хляби  небесные",
  находящиеся над землей,  выше  "тверди  небесной".  Солнце  и  луна
  движутся под твердью. Надпись говорит: "Сотвори господь небо и землю
  и воду превыше  небес".  Форма  и  размер  вщижских  алтарных  арок
  полностью соответствуют христианской  модели  мира  в  один  локоть
  шириной и воспроизводящей облик крытой полуцилиндром (как коробовый
  свод) кибитки кочевника. Крупные  детали  вщижской  конструкции  не
  нарушали церковного благочестия: арки небосвода, солнечные круги  с
  восковыми свечами около них, птицы и растительные крины -- все  это
  было вполне дозволено в церковном искусстве.
 ----------------------------------
      78  Музеи  Кремля.  Вклад  Д.   И.   Годунова   в   Ипатьевский
  монастырь.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-