Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  восходящее утреннее солнце, в зените -- полдневное солнце и  справа
  -- вечернее заходящее солнце. Перед зрителем находятся три  солнца,
  отмечая три суточных позиции солнца, посылающего свет,  подчеркивая
  динамику благодатного светила.
 ----------------------------------
      76 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 237.

      Недаром в  "Слове  о  полку  Игореве"  Ярославна,  обращаясь  к
  солнцу, называет его "тресветлым":

                  Светлое и тресветлое Слънце!
                  Всем тепло и красно еси!

      Знакомясь с русской этнографией (см.  ниже  раздел  "Дом"),  мы
  увидим большое количество примеров применения  такой  системы  трех
  позиций солнца, символизирующей одновременно  и  солнечное  светлое
  начало, и ход времени, и предустановленную размеренность  движения.
  Утро, Полдень, Вечер ... Народ складывал сказки о трех богатырях  с
  такими именами; путь  им  указывал  маленький  старичок  --  Время.
  Прекрасным примером крестьянской модели мира являются  декоративные
  теремки б. Нижегородской губ.  На  треугольном  фронтоне  обозначен
  полукруг небосвода, над которым показаны три позиции солнца как  на
  вщижских арках, и листва под солнцем. Ниже даны птицы. А у основания
  теремка показан земной и водный мир.  Земля  символизируется  двумя
  львами,  а  вода  --  русалкой.  Витые  колонки,  возможно,  должны
  изображать дождь. Дополнительным аргументом в пользу того, что круги
  на арках изображают солнце,  являются  три  маленьких  подсвечника,
  расположенные близ этих кругов -- около каждого солнца горело пламя
  свечи.
      Между тремя  солнечными  кругами  на  вщижских  арках  помещена
  плетеная решетка из полос, завершающихся  растительными  завитками;
  основной рисунок плетенки -- ромб, разделенный на четыре части,  т.
  е. древний устойчивый знак поля, земли,  нивы.  Смысл  здесь  точно
  такой же, как и в орнаментике прялок: ромб --  земля,  а  круги  --
  солнце, идущее над  землей,  в  своих  трех  традиционных  позициях
  восхода, полдня и заката.  Концы  плетенки,  выходящие  за  пределы
  основного  четырехчастного  ромба,  оформлены   как   стилизованные
  растения: наверху -- с тремя листьями, внизу -- с двумя отростками.
  Возможно, что верхний узор символизировал  верхнюю  наземную  часть
  растения, а нижние отростки изображали корни.
      К арке с тремя  солнцами  примыкают  снизу  две  горизонтальных
  плоскости, перехваченные почти посередине огромными мордами ящеров.
  Это -- несомненно зона земли, на которую опирается дуга  небосвода.
  На двух боковых  пластинах  изображены  птицы  (по  две  на  каждой
  пластине), стоящие на земле и клюющие символически обобщенный пышный
  росток,  свисающий  сверху.  Непосредственно  под  дугой  небосвода
  находится сложный плетеный символ с растительными отростками, дающий
  в своей срединной части  тот  же  иероглиф  поля,  что  и  плетенка
  наверху. Показаны почки и распускающиеся двойные корни  внизу,  под
  всем плетеным узором. Корни здесь показаны точно так же,  как  и  в
  плетенке между солнечными кругами (подробнее см. главу 13).
      Самым интересным и неожиданным являются изображения  над  этими
  плетеными узлами с корнями в непосредственном соседстве с восходящим
  и  заходящим   солнцем   собако-птицы,   вплетенной   в   небольшой
  орнаментальный узел. Эти  "семарглы"  (о  которых  подробнее  будет
  сказано ниже) находятся  между  солнечными  кругами  (под  ними)  и
  плетенкой, символизирующей корни (над нею). Как и надлежит, крылатые
  псы охраняют ростки и корни растений 77. (Рис. 61).
 ----------------------------------
      77 Рыбаков Б.  А.  Русалии  и  бог  Семаргл-Переплут.  --  Сов.
  археология, № 19.

      В алтаре церкви второй  половины  XII  в.  находились  крупные,
  всем  видимые  и,  более  того,  --  выставленные  напоказ  вещи  с
  изображением языческого божка Семаргла. Таков был земной ярус модели
  мира.
      Подземный и подводный ярус представлен  на  каждой  арке  двумя
  ящерами-подставками,  огромные  морды  которых  вытянуты  вверх   и
  вторгаются  в  земное  пространство,   что   вполне   соответствует
  земноводной сущности ящера.
      Ниже голов ящеров  помещены  шаровидные  "дыньки",  аналогичные
  тем, которые впоследствии, вплоть  до  XVII  в.,  были  излюбленным
  декоративным элементом в архитектуре. Эти "дыньки" в отличие от всех
  остальных частей арок оформлены не только с лицевой стороны, но и с
  испода. Сфера разделена на 12 частей. Ниже этих дынеобразных  шаров
  на самих подставках в замкнутых прямоугольниках помещены в странном
  на первый взгляд порядке диски, неполные диски, кольца  и  неполные
  кольца.
      Не  претендуя  на  бесспорность,  можно  предложить   следующую
  расшифровку этих не орнаментальных знаков, не подчиняющихся никаким
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-