Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  метрологических деталях, так как они будут  важны  при  определении
  назначения конструкции.
      Вщижские  арки  иногда  считали  изделием  западных   мастеров,
  работавших в романском стиле, но это опровергается русской надписью,
  сделанной на восковой модели в процессе производства. По назначению
  их определяли как навершия "царских врат", но против этого  говорит
  как отсутствие аналогий, так и  необработанность  обратной  стороны
  арок,  не  рассчитанной  на  обозрение.  Учет   полукруглой   формы
  конструкции, четырех  ножек  и  точного  расстояния  между  парными
  ножками в один локоть  позволяет  считать  вщижские  арки  каркасом
  конструкции "напрестольной сени",  воздвигаемой  при  торжественном
  богослужении над алтарем и священными предметами на алтаре. Судя по
  некоторым миниатюрам, такую сень вносили на специальных носилках  и
  утверждали на алтаре над евангелием. Сама сень  на  этой  миниатюре
  выглядит в виде шатра или дома 73. (Рис. 59, 60). Идея напрестольной
  сени -- небо, покрывающее землю. Поэтому  мы  должны  обратиться  к
  церковному пониманию образа Вселенной  74.  Образ  Вселенной  очень
  четко и доступно  (хотя  и  весьма  примитивно)  обрисован  Козьмой
  Индикопловом, давшим описание в  прямом  смысле  модели  мира.  Его
  модель представляет собою плоскую доску размером в 1 локоть шириной
  и 2 локтя длиной.  Над  этой  доской  возвышается  коробовый  свод,
  опирающийся на длинные стороны модели. Все это уподоблено писателем
  кибитке кочевника, как правило, во все века крытой коробовым сводом
  и имеющей примерно такие же пропорции.
 ----------------------------------
      73 Этнографические примеры есть в  Греции:  в  Афинах  в  музее
  Бенаки есть подобные носилки с сенью в форме коробового свода.
      74 Рыбаков Б. А. Макрокосм в  микрокосме  народного  искусства.
  -- Декоративное искусство, 1975, № 3, с. 38.

      Вспомним, что диаметр дуги вщижских  арок  и  расстояние  между
  ящерами-ножками равно одному русскому локтю XI -- XIII вв. В пользу
  того, что конструкция из двух арок была надалтарной, "напрестольной"
  сенью, свидетельствует место находки арок -- алтарь.
      Конструкцию сени в целом мы  можем  представить  себе  так:  на
  какой-то деревянной основе, удобной для переноса,  делались  четыре
  вертикальных штыря; два из них отстояли один от другого точно на  1
  локоть, а два других -- очевидно, на 2 локтя. На  штыри  надевались
  своими полыми подставками-ящерами  арки  тыльной  стороной  друг  к
  другу. Так образовывался деревянно-бронзовый  каркас  будущей  сени
  размером  44  х  88  см.  Для  того  чтобы  эта  конструкция  стала
  действительно "сенью",  т.  е.  шатром,  навесом,  достаточно  было
  покрыть её по внешней дуге обеих арок голубой материей, имитирующей
  небо, и модель  мира,  указанная  Козьмой  Индикопловом,  в  точных
  размерах этого автора,  готова.  Знал  ли  мастер  Константин  труд
  Козьмы?
      Церковь  во  Вщиже,  маленьком  княжеском  городке,  по  своему
  плану очень близка к Покрову на Нерли. Строилась она,  по-видимому,
  в связи с выходом замуж Марии, дочери Андрея Боголюбского, в 1160 г.
  за   вщижского   князя   Святослава    Владимировича,    племянника
  черниговского великого князя.
      Связи Вщижа с двумя крупнейшими  культурными  центрами  древней
  Руси -- Черниговом и Владимиром -- не оставляют сомнений в том, что
  тонкий скульптор, мастер Константин, мог знать "Космографию" Козьмы
  Индикоплова и во всяком случае знал пересказ описания модели  мира,
  так как изготовил ножки арок точно на расстоянии одного локтя  друг
  от друга 75.
 ----------------------------------
      75 Реконструкция  модели  мира  по  сочетанию  "Космографии"  и
  вщижских  арок  дана  мною  в  указанной  статье  в   "Декоративном
  искусстве" (с. 38). См. также: Рыбаков  Б.  А.  Русское  прикладное
  искусство X -- XIII вв. М., 1970, с. 81-87.

      Предположение о модели  мира  должно  быть  проверено  анализом
  семантики изображений. Рассмотрим систему сложной  и  многообразной
  орнаментики арок.
      Широкий  бронзовый  полукруг  в  качестве   главного   элемента
  содержит три больших круга: два у оснований полуокружности и один на
  самом верху. Эти круги отмечают три позиции  солнца  на  небосводе.
  Внутри нижних кругов изображены птицы,  стоящие  лапами  на  ободке
  круга и клюющие молодое растение. В верхнем кругу тоже есть  птица,
  но она показана в  небесном  полете  с  распростертыми  крыльями  и
  висящими в воздухе лапами. Левая от зрителя, "утренняя", птица клюет
  полураспустившийся   росток;   "вечерняя"   птица    клюет    пышно
  распустившееся растение и на крыле у нее (как у птиц и грифонов  на
  золотых изделиях) изображено распускающееся растение -- день прошел,
  солнце грело, растение расцвело.
      Три круга, расположенные под полуокружностью,  хорошо  известны
  в народном искусстве и в старинных миниатюрах  76  как  изображение
  дневного  бега  солнца  под  "небесною  твердью":  слева  внизу  --
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-