|
длинные серебряные цепи сложного плетения (до 1 мерной сажени =
176,4 см), которые носились на шее и спускались ниже пояса, образуя
самый нижний ряд украшений. Цепи замыкались двумя головками ящеров,
застегнутыми небольшим кольцом. По месту нахождения ящеров в общем
ансамбле костюма они вполне соответствовали представлениям о владыке
нижнего мира. Ящеров здесь два, что заставляет вспомнить о чудском
двуглавом ящере, который одной головой заглатывал вечернее заходящее
под землю солнце, а головой, расположенной на противоположном конце
туловища, изрыгал утреннее солнце восхода.
*
Представляет интерес реальный прообраз священного ящера,
подводного бога, которого новгородцы XVII в. называли "коркодилом".
Современная зоология плохо помогает нам в поиске прообраза ящера, но
если мы обратимся к "Запискам о Московии" С. Герберштейна,
написанным в первой половине XVI в., то найдем там искомое в разделе
о Литве: "Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят
у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими
лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более
3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни
люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством
благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище.
Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено"
70.
----------------------------------
70 Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московитских делах. СПб.,
1908, с. 178.
Вот такие реальные земноводные, являвшиеся объектом домашнего
культа, и могли быть исходным материалом для образа более
значительного бога озера, реки или всего подземно-подводного мира.
Рассказ австрийского посланника о ящерах не является выдумкой
-- в том же XVI в. его подтвердил псковский летописец:
"В лета 7090 (1582) ... Того же лета изыдоша коркодили лютии
зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася
людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша"
71.
----------------------------------
71 Псковские летописи. М., 1955, т. II, с. 262. Указанием на
эту интересную запись я обязан В. Л. Янину.
Здесь речь идет не о прикормленных к дому обожествленных
"гивоитах" ("живоитах"), а о реальном нашествии речных ящеров.
*
Самым важным и самым убедительным доказательством того, что
люди русского средневековья твердо считали ящеров неотъемлемой
частью общей космологической системы, являются знаменитые вщижские
бронзовые арки, найденные А. С. Уваровым в алтаре церкви середины
XII в. в удельном городе Вщиже 72. Эти арки не имеют прямого
отношения к содержанию данной главы, но они показывают, что и много
позднее рассматриваемого времени в церковном искусстве Руси ящер был
неотъемлемым элементом представлений о макрокосме. (Рис. 58).
----------------------------------
72 Уваров А. С. Сборник мелких трудов, т. II. Раскопки во
Вщиже. В 1940 и 1948-1949 гг. мною были предприняты повторные
раскопки во Вщиже, показавшие неточность уваровского плана церкви,
но алтарной части, где были найдены арки, уточнение не коснулось.
См.: Рыбаков Б. А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж
(ст. "По следам древних культур". М., 1953, с. 98-120).
Арок две; они абсолютно тождественны, так как отлиты по
восковой модели в одной форме. Изготавливал арки мастер Константин,
сделавший на модели при первой отливке надпись: "Господи, помози
рабу своему Костянтину..." Конец надписи был стерт с воска и в
отливке не получился.
Арка представляет собой широкую плоскую полуокружность, точно
расчисленную в древнерусских мерах: внешний радиус дуги -- 1/2 локтя
(22 см), а внутренний -- 1/4 локтя (11 см). К нижним краям
полуокружности приделаны прямоугольники (25 х 11 см), поставленные
горизонтально. На продолжении внешней дуги полуокружности снизу два
ящера как бы кусают эти прямоугольники, расчленяя их своими длинными
мордами на две неравных части. Ящеры являются верхней частью
подставок-втулок, которые насаживались на какой-то деревянный
стержень.
Таким образом, вся конструкция из двух арок стояла на четырех
вертикальных подставках. Расстояние между подставками равно 1
мерному локтю (176 : 4 = 44 см). Я умышленно фиксирую внимание на
|
|