Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  приведено выше, не сообщают ничего о культе ящера. Ни в  летописях,
  ни в основных поучениях против язычества, ни в  волшебных  сказках,
  являющихся рудиментом мифа, ящера нет. Поэтому вопрос об этом культе
  никогда не ставился в литературе 64. Возможно,  что  культ  владыки
  подводно-подземного  мира  был  мало   связан   с   земледельческим
  мировоззрением славянских  племен  лесостепного  юга  и  в  большей
  степени отвечал  архаичным  воззрениям  лесных  племен,  у  которых
  рыболовство и охота играли большую роль.  Для  лесостепи  мы  можем
  указать только фибулы VI -- VII вв.,  часто  завершающиеся  головой
  ящера, как представителя нижнего яруса Вселенной (см. выше).
 ----------------------------------
      64 Слова "ящер" нет ни в трехтомном  труде  А.  Н.  Афанасьева,
  ни в двухтомном энциклопедическом словаре "Мифы народов мира"  (М.,
  1982).

      Зато  на  озерном  севере  образ  ящера  част  и  устойчив.   В
  какой-то мере его долгое  бытование  здесь  может  быть  связано  с
  финно-угорской средой, сохранившей больше архаичных черт. Ящер  как
  фундамент  земного  мира  широко  представлен  на  так   называемых
  шаманских бляшках северо-восточного угла Европы 65.
 ----------------------------------
      65 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 63 и 66.

      Но и в  славянских  древностях  ящер  встречается,  особенно  в
  северном регионе. В составе новгородских раскопочных древностей X --
  XI вв. многократно встречены ручки деревянных ковшей, представляющие
  собой тщательно обработанное  скульптурное  изображение  ящера  66.
  (Рис. 57).
 ----------------------------------
      66 Колчин В. А. Новгородские древности. Резное  дерево,  с.  35
  -- 38, рис. 14. табл. 23-25 и 42. Б. А. Колчин называет их  мордами
  дракона, но полное отсутствие каких бы то ни было намеков на крылья
  или на гребень на хребте не позволяет сопоставлять их с  драконами.
  Впрочем, различие  этих  двух  мифологических  категорий  (ящеры  и
  драконы) не так велико.

      Главная  масса  ковшей  с  мордами  ящеров  относится   или   к
  языческому времени (середина X в. и вторая половина его) или  же  к
  полуязыческому XI столетию. "В начале XII в., -- пишет  Колчин,  --
  ковши с фигурными резными ручками исчезают и на смену  им  приходят
  более простые и строгие  ковши  с  прямыми  ручками"  67.  Известны
  ковши-ящеры и XIII в., но в это время они единичны. У ящеров крупная
  морда с огромной пастью и четко выделенными зубами. На шее ящеров в
  той или иной форме обозначена идеограмма  воды:  это  или  круговая
  зигзаговая линия, или каплеобразные ряды, или сложная орнаментальная
  плетенка.
 ----------------------------------
      67 Колчин В. А. Новгородские древности..., с. 36.

      Изображение  ящера  на  ковшах  отнюдь  не  случайно,  так  как
  ковш-"черпало" был неотъемлемой частью обрядового пира, многократно
  упоминаемой в поучениях против язычества:
      "Ставяще   трапезу    ...    и    черпала    наполняюще    вина
  добровольного..." "Вы же (обращается бог к язычникам) оставльшеи мя
  и забывающе гору святую мою и готовающе трапезу Роду  и  рожаницам,
  наполняюще чръпания бесом -- аз предам вы на оружие и вси заколением
  падете" 68.
 ----------------------------------
      68   Слово   Исайи   пророка.   Гальковский   И.   М.    Борьба
  христианства..., т. II, с. 88.

      Почти полное умолчание о ящере, о боге-крокодиле,  быть  может,
  объясняется тем, что с  ним  в  северных  озерных  и  речных  краях
  отождествляли Рода? Род как бог Вселенной на юге несомненно мыслился
  как небесное божество, но, может быть, в новгородских  землях,  где
  небесная  влага  всегда  была  в  избытке,  а  значительную   часть
  благосостояния составляла рыба  и  водные  пути,  главное  божество
  понималось как царь водной стихии:  то  дающий  обильный  улов,  то
  разбивающий и топящий ладьи и челноки? Во всяком случае, южнорусские
  поучения с именем Рода переписывались на севере и в XIV в., но каким
  представлялся этот  древний  бог  северным  людям  на  Ильмене,  на
  Волхове, Белоозере, Онеге -- нам неизвестно.
      Морды ящера украшали кровли домов, что еще  раз  связывает  это
  существо с темой воды, в данном случае дождевой. Известен ритуальный
  жезл, предназначенный для  каких-то  ритуальных  процессий  в  виде
  головы ящера 69.
 ----------------------------------
      69 Колчин Б. А. Новгородские древности..., табл. 29-3.

      В русских кладах  женских  вещей  XI  --  XII  вв.  встречаются
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-