|
Тут он взял во правую руку
Образ Миколы угодника,
А во левую -- гусли яровчаты
И приказал Садко купец, богатый гость
Мисы (с деньгами) класть на дощечечку
И сам садился на тую же
И будто в сон заснул... 61.
----------------------------------
61 Новгородские былины, с. 185 п 189.
Дощечка иногда заменялась "колодой белодубовой", но всегда
обреченный в жертву Водянику Садко плывет на каком-то утлом
предмете.
В связи с этой деталью особый интерес представляет запись об
обряде, имитирующем принесение жертвы не Водянику, а христианскому
Николе.
Это обряд "умилостивления Онежского озера". Он проводился 6
декабря.
"Каждый год накануне зимнего Николы пред всенощной из каждой
рыбацкой семьи к известному месту собираются старики. На берегу ими
делается человеческое чучело и в дырявой лодке отправляется в озеро,
где, конечно, и тонет. Два-три старика поют песню, где просят Онего
(озеро) взять чучело соломенное ... И для большей вразумительности
призывают имя Николы Морского" 62.
----------------------------------
62 Данилов В. Работы по этнографии в учительских институтах
и семинариях. -- ЖМНП, 1916, № 8, LXIV. Цит. по кн.: Успенский Б. А.
Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982,
с. 83.
Эта малоизвестная этнографическая запись, извлеченная Б. А.
Успенским, является ключом ко всему комплексу былинных упоминаний и
археологических фактов, о которых шла речь выше:
1. "Никола зимний", он же "Никола Мокрый", "Никола Морской",
требующий человеческих жертв для озера, -- прямой наследник
архаичного Водяника, Поддонного князя, который "требует живой головы
во сине-море".
2. После уничтожения всех языческих капищ в 989 г. на их
месте была построена церковь не пророка Ильи, обычно заменявшего
языческого Перуна-громовержца, а того самого Николы зимнего, который
в обряде "умилостивления озера" сменил поддонное, водное божество.
В Новгороде и его окрестностях в XI -- XIII вв. было много
Никольских церквей: на Торговище близ княжьего двора (1113 г.), в
Неревском конце на Яковли улице (1135 г.), на Городище у истока
Волхова (1165 г.), у Пидьбы (до 1228 г.) и в начале пути из Ильменя
в "море Хвалынское", у устья Мсты -- "Никола Липный" (каменная 1292
г.) 63.
----------------------------------
63 В некоторых вариантах былины о Садке наряду с церковью
Николы упоминается на втором месте церковь Спаса-Преображения
(Новгородские былины, с. 212), что соблазнительно сопоставить с тем,
что новгородцы-язычники в 989 г. "церковь Преображения господня
разметаша". В восстановлении этой церкви вскоре после утверждения
христианства был особый символический смысл.
3. Из трех круговых капищ, обнаруженных раскопками на Перыни,
два крайних были посвящены двум рожаницам. Это могли быть Лада и
Леля или же, что более вероятно, -- Макошь, связанная с осенним
урожаем, и Лада, богиня весны. В их честь были построены церкви:
Благовещенская деревянная (праздник 25 марта) и каменная Рождества
Богородицы, поставленная в конце XII в. (может быть, на месте более
старой деревянной?); праздник -- 8 и 9 сентября. Память о Перуне,
идол которого простоял около 8 лет, сохранилась лишь в имени Перыни.
Память о центральном божестве, предшественнике Перуна, о царе
Водянике, держалась (судя по постройке церкви Николы) в X -- XI вв.,
но постепенно забылась.
4. Предшественника Перуна на Перыни обрисовывает только
позднее предание, называющее его "Волховом", т. е. божеством реки,
и "коркоделом", т. е. ящером, что соотносится с уже цитированным
местом из поучения против язычества, где упоминается и река,
нарицаемая богиней, и зверь, живущий в реке, нарицаемый богом,
которому приносят жертвы ("требы творят").
*
После выяснения всего того, что в виде фактов и догадок
обрисовывает нам облик новгородского язычества накануне языческой
реформы Владимира, нам необходимо уяснить себе роль и место культа
ящера-"коркодела". К сожалению, письменные источники кроме того, что
|
|