|
58 Колчин Б. А. Гусли..., с. 361.
Уничтожение гусель (обломки которых оказались в разных частях
двора) может быть связано с известным рецидивом язычества в
1060-1070-е годы: пророчества и действия волхвов в Ярославле, на
Белоозере и в Киеве. В Киеве в 1068 г. был убит новгородский епископ
Стефан ("свои его холопи удавиша"). В Новгороде около 1071 г.
появился волхв: "творяся акы бог". Здесь тоже собирались убить
епископа, и "людие вси идоша за волъхва". Только смелость и
решительность князя Глеба Святославича, зарубившего языческого жреца
топором, позволила восстановить положение, после чего вполне
естественно предположить репрессии против язычников. Церковные
писатели в это самое время писали о том, что русские люди "словом
наречающеся хрестияне, а поганьскы живуще", дьявол переманивает их
от бога "трубами, гуслъми, русальями" 59.
----------------------------------
59 Новгородская I летопись, с. 188. 1068 год.
В предшествующем тексте явно ощущается наличие авторского
предположения о том, что гусли принадлежали в конце X в.
Словише-Соловью, а затем оказались у его потомка или наследника,
сохранившего и во второй половине XI в. связь с волхвами.
Предположение вполне вероятное, но, к сожалению, совершенно
бездоказательное. Учитывая то, что имя Соловья почерпнуто из поздней
легенды (а её позднее формирование явствует из упоминания
пороков-катапульт, что не могло быть ранее XII -- XIII вв.), можно
допустить, что Словиша, живший близ Волосовой улицы в XI в.,
содействовал волхву, увлекшему за собою весь город, поплатился за
это уничтожением гусель, и имя его попало в предание о языческих
временах и о сопротивлении язычников церковникам, но оказалось
сдвинутым в глубь десятилетий и несколько видоизмененным. Независимо
от этих догадок, ритуальное значение гусель не подлежит сомнению.
Былина о Садке вся пронизана этим особым, волшебным свойством
гусель: играет гусляр на берегу Ильменя, и поддонный князь дарит ему
небывалый улов рыбы; уклонялся разбогатевший купец Садко от уплаты
дани морскому царю, и тот потребовал его к себе, в пучину, но
волшебные гусли выручили принесенного в жертву купца; разбушевалось
море от пляски царя и царицы Белорыбицы и порванные струны гусель
внесли успокоение.
В поэме о Садке есть одна устойчивая деталь, которая в
сопоставлении с фольклорными данными объясняет нам постоянное
упоминание святого Николая, которому Садко строит церковь-однодневку
за свое избавление со дна морского. Ведь летописный Сотко Сытинич
строил церковь Бориса и Глеба, а не Николая, в былине же во всех её
вариантах вмешательство Николая прекращает бурю, и благодарный
Садко, оказавшийся чудесным образом на берегу Волхова, строит
церковь в честь Николы. Мы уже видели, что в Перыжи, точно на месте
разоренного тройственного капища была поставлена в X -- XI вв.
просторная "легкая постройка", ориентированная по азимуту 6 декабря
(день "Николы зимнего"), которая почти несомненно являлась реальной
основой былинной церкви-однодневки в честь святителя Николая.
Принесение Садка в жертву царю Водянику обставлено по всем
правилам языческого жертвоприношения: как только подводный владыка
остановил невидимой силой корабль или поднял грозную бурю, Садко
начинает одаривать море бочками серебра и золота, откупаясь от царя,
но это не помогает:
Ай же, вы дружки-братья корабельщики,
Верно не пошлины Поддоный царь требует,
А требует он голову человеческу! 60
----------------------------------
60 Новгородские былины, с. 188.
Далее происходит жеребьевка, выбор жертвы по воле судьбы.
Такая жеребьевка описана в летописи, когда за неделю до Перунова дня
в 983 г. определяли жертву. Художник Радзивиловской летописи показал
технику обряда: князь бросал игральные кости, и тот, кому выпадало
счастливое число (шестерка), считался пригодным. Здесь бросали в
море деревянные жребии, и тот, чей жребий тонул, должен быть
утоплен. Обреченного не просто бросали в воду, а спускали на воду
"дощечку", "дощечку дубовую" (часто), на "колоду белодубову" или в
поздних вариантах -- "шлюпоцку". Садко садился на доску, брал с
собой мисы с серебром и золотом, образ Николы и обязательно гусли.
Поискала судьбина Садко купца богатого.
Спускали дощечку-то дубовую,
И он прощался со дружинушкой хороброей,
Берет с собой гуселышки яровчаты
И садится на тую дощечку на дубовую.
|
|