Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Сытинич строил свою церковь в 1167 г. Как  видим,  определить  дату
  изготовления этих гусель не так просто, но, по всей вероятности, они
  по времени их изготовления более ранние, чем XII в.
      Не  меньший  интерес  для  нашей  языческой  темы  представляют
  гусли, найденные в слоях XI в. южнее Детинца. Они в свое время были
  разломаны на части, и обломки были разбросаны 53. Эти  пятиструнные
  гусли являются самыми архаичными из всех новгородских находок,  так
  как   музыковеды   считают   их   пятиструнность    соответствующей
  пятитоновому  ладу  русской  народной  песни  54.  Гусли  гусляра,
  играющего  на  ритуальных  русалиях  (Старорязанский  клад),   тоже
  пятиструнные. Резное завершение окрылка здесь настолько стилизовано,
  что фигура ящера лишь угадывается. Самым исторически важным является
  наличие имени владельца на корпусе гусель СЛОВНША. В  интерпретации
  этого имени публикатор ограничился только словами:  "Вырезанное  на
  корытце инструмента слово СЛОВИША значит -- "соловушка", что вполне
  уместно и логично как имя-прозвище музыканта гусляра" 55. (Рис. 56).
 ----------------------------------
      53 Колчин Б. А. Гусли..., с. 361-364, рис. 2-2 и рис. 3.
      54 Финдейзен Н. Очерки по истории  музыки  в  России.  М.;  Л.,
  1928.
      55 Колчин Б. А. Гусли..., с. 364.

      Исходя из верной расшифровки "словиша  --  соловей",  привлечем
  исторические данные, сохраненные в труде В. Н. Татищева. Речь  идет
  о сохраненной только  в  татищевской  записи  поздней  Иоакимовской
  летописи, включившей в свой состав ряд древних преданий. Для  нашей
  цели важен рассказ о крещении  новгородцев  Добрыней  в  988  г.  и
  переданный как бы от первого лица, как от очевидца, событий ("мы же
  стояхом на Торговой стороне") 56.
 ----------------------------------
      56 Татищев В. Н. История Российская, т. I, с. 112.

      "В Новеграде людие,  уведавше  еже  Добрыня  идет  крестити  я,
  учиниша вече и закляшася вси -- не пустити во град и не дати  идолы
  опровергнут. И егда приидохом, они, разметавше мост великий, изыдоша
  со оружием. И аще Добрыня прещением и лагодными словы увещевая  их,
  обаче они ни слышати хотяху. И вывезше 2 порока (метательных орудия)
  великие со множеством камения, поставиша на  мосту,  яко  на  сущие
  враги своя. Высший же над жрецы славян  Богомил,  сладкоречия  ради
  наречен СОЛОВЕЙ, велъми претя люду покоритися.  Мы  же  стояхом  на
  Торговой стороне, ходихом по торжищам и улицам, учахом люди,  елико
  можахом ... И тако пребыхом два дни,  неколико  сот  крестя.  Тогда
  тысецкий новгородский Угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети,
  неже боги наша дати на поругание!" Народ же оноя страны (левый берег
  Волхова, где был  Детинец),  рассвирепев,  дом  Добрынин  разориша,
  имение разграбиша, жену и неких сродник его избиша ... (военачальник
  Добрыни Путята переправился через Волхов) выше града (т. е. там, где
  Перынь) и вошел во град ... Людие же страны  оные,  услышавше  сие,
  собрашася до 5000 оступиша Путяту и бысть междо ими сеча зла.  Неки
  шедше церковь  Преображения  господня  разметаша  и  домы  христиан
  грабляху ... (Добрыня победил язычников) и а бие идолы  сокруши  --
  деревяннии сожгоша, а каменнии изломав, в  реку  вергоша;  и  бысть
  нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видивше тое, с воплем великим
  и слезами просяще за ня, яко за сущие их боги ..." 57.
 ----------------------------------
      57 Татищев В. Н. История Российская, т. I, с. 112-113.
      В. Л. Янин считает, что разгром  христианских  домов  и  церкви
  Спаса  происходил  севернее  Детинца  на  улице  Розваже,  где   им
  установлен  пожар  989-990  гг.  (Янин  В.  Как  и  когда  крестили
  новгородцев. -- Наука и религия, 1983, № 3, с. 31).

      Новгородцев-язычников возглавляли "предние  мужи"  во  главе  с
  боярином-тысяцким и "высшим жрецом" Соловьем. Могли ли принадлежать
  гусли с именем Словиши жрецу Соловью  из  предания  в  Иоакимовской
  летописи? Гибель гусель, разломанных на  три  части,  относится  по
  археологической стратиграфии к 1070 -- 1080-м  годам.  Естественно,
  что их последним  владельцем  не  мог  быть  тот  Словиша,  который
  действовал по легенде на  сто  лет  раньше.  Но  сами  гусли  могли
  первоначально принадлежать кому-либо из действующих лиц 980-х годов.
  Найдены они близ древней Волосовой улицы,  где,  без  сомнения  (на
  месте церкви Власия XIV в.), в языческие времена находилось  капище
  Волоса. По  преданию,  именно  сюда,  "выше  града",  и  устремился
  противник Словиши Путята, крестивший Новгород мечом.
      Если гусли принадлежали  Словише  --  Соловью,  то  они  вполне
  могли передаваться по наследству и оказаться в 1070-е годы в  руках
  его внука; степень изнашиваемости таких инструментов  невелика.  Их
  последний  владелец  был,  по  словам  Б.   А.   Колчина,   богатым
  новгородцем: в его доме найдены аметистовые и янтарные украшения  и
  грамота-вексель (№ 526) на 16 гривен 58.
 ----------------------------------
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-