|
Еще раз напомню, что главный годовой праздник рожаниц после
крещения Руси совместился с церковным праздником рождества
богородицы 8 сентября: "...уставише трепарь (песнопения)
прикладывати рождества богородица к рожаничьне трапезе...". Судя по
поздним спискам церковных поучений против культа рожаниц (культ Рода
к XIV в. выветрился), размножавшимся и в XVI -- XVII вв., соединение
архаичных рожаниц с праздником рождества богородицы было устойчивым
и длительным. Устойчивость такого двоеверного праздника
поддерживалась тем, что по существу это был праздник урожая: хлеб не
только был сжат (это завершалось к празднику успения 15 августа), но
и вывезен, обмолочен и ссыпан в амбары и закрома. Поэтому и были так
шумны пиры, на которых "черпала наполнялись добровоньным вином",
ставилась трапеза рожаницам и заодно исполнялись богородичные
тропари.
Рожаниц было две и с далеких охотничьих времен между ними
существовали отношения родственной подчиненности -- старшей была
"мать Лада", а младшей -- Леля, дочь Лады (как Артемида была дочерью
Лето) 46.
----------------------------------
46 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 393 -- 416.
Отражение культа рожаниц в севернорусской вышивке XIX в., см. с. 475
-- 527.
Перынская церковь Рождества Богородицы была посвящена такому
евангельскому эпизоду, как рождение Анной дочери Марии.
Следовательно, эта церковь может связываться со старшей рожаницей,
с "матерью Ладой".
Для младшей рожаницы, дочери Лады, должно было быть выбрано
другое христианское соответствие -- Мария, становящаяся матерью, т.
е. момент "благовещения", извещения девы Марии о том, что "она
понесла во чреве" и родит бога-сына 47.
----------------------------------
47 Момент "рождества христова" должен быть исключен, так как
там главным персонажем является Иисус Христос, а не Мария, даже не
включенная в "троицу".
Благовещение праздновалось 25 марта и было приурочено к
весенней солнечной фазе.
Азимут весеннего равноденствия для широты Новгорода -- 89°,
7240, т. е. практически дает направление на восток. Деревянная
постройка в Перыни, перекрывающая предполагаемую церковь Николая,
ориентирована на чертеже В. В. Седова строго на восток.
Следовательно, мы имеем все основания считать её именно
Благовещенской церковью 48.
----------------------------------
48 Раскопанная мною Благовещенская церковь 1186 г. в
Чернигове ориентирована на восток. Осенняя фаза, азимут которой,
естественно, очень близок к весенней, не может быть принята, так как
тогда по церковному календарю был день "зачатия Иоанна Крестителя"
-- день, не являвшийся праздничным.
Топографически две богородичных церкви в Перыни (одна
предполагаемая, а другая стоящая в натуре) симметрично располагаются
по сторонам центрального капища: Рождественская к северу, а
Благовещенская (деревянная) к югу, непосредственно на прослеженных
археологами более древних круговых капищах. Это позволяет еще раз
вернуться к преданиям о "святилище трех идолов" и разместить идолов
таким образом:
Ileli Jassa Lada
(благовещение) (позднее -- Перун) (рождество богородицы)
Боковые капища, фланкирующие центральное, ставшее в 980 г.
капищем Перуна, были посвящены двум рожаницам. Святилища женских
языческих божеств были заменены в XI -- XII вв. двумя богородичными
храмами, так как богородица была главнейшим объектом аграрных
культов после крещения Руси.
Остаются невыясненными два вопроса: продолжали ли боковые
капища рожаниц существовать во время утверждения здесь Перуна и кто
был предшественником Перуна в срединном капище?
На первый вопрос мы ответить не можем, так как в тщательных
раскопках выявились лишь фрагменты боковых капищ. Следует помнить,
что при водворении христианства идолов посекали, а капища
раскапывали.
Попытаемся разобраться во втором вопросе. По поучениям против
язычества, возникшим в своей основе на русском киево-черниговском
юге, в комплексе с рожаницами всегда упоминается Род. Новгородские
материалы (кроме поздних списков упомянутых южных поучений) ничего
о культе Рода не сообщают. С другой стороны, очень явственно
выступает водно-рыбный комплекс, связанный с подводным божеством, с
|
|