Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Следовательно, мы можем  связать  большую  постройку  на  месте
  языческого  святилища  в  Перыни  с  деревянным   храмом   Николая,
  построение которого отражено в былинах о Садке.  Совпадает  и  одна
  подробность: автор раскопок  характеризует  большую  постройку  как
  "легкое сооружение", предполагая даже плетеные стены  и  отсутствие
  крыши 42.
 ----------------------------------
      42 Седов В. В. Новые данные..., с. 108.

      Для допущения о плетеных стенах,  во-первых,  недостает  следов
  вертикальных кольев, а,  во-вторых,  противоречит  этому  допущению
  значительная ширина канавок от деревянных  стен  --  она  достигает
  местами 30 см при глубине до 50 см.  "Легкость"  сооружения  вполне
  объясняется,  если  мы  примем  отождествление  этой  постройки   с
  церковью, упоминаемой в былине:

                  "Построил он церковь обыденную ..."

      Церкви-обыденки строились в одни сутки "всем  миром"  в  случае
  мора, падежа скота или по обещанию  в  благодарность  за  спасение.
  Неизбежная торопливость постройки выразилась в поговорке: "Не  Спас
  (церковь) обыденный -- поспеешь!" 43.
 ----------------------------------
      43 Даль В. И. Толковый словарь русского  языка.  М.,  1955,  т.
  II.

      Бытовых находок в районе  предполагаемых  церквей  очень  мало,
  что вполне естественно. Дата культурного слоя -- от XI в.

                                   *

      Сопоставляя отголоски древних  воспоминаний  о  языческой  поре
  Новгорода в летописных записях, в  отдельных  преданиях,  эпической
  одиссее о Садке с интересными результатами раскопок на  Перыни,  мы
  можем гипотетически представить себе  три  этапа  сакральной  жизни
  небольшого всхолмления между Ильменем и Волховом, где вплоть до  XX
  в. рыбаки, проплывающие мимо этого места, бросали в воду деньги, как
  бы воскрешая древние жертвы "поддонному царю".
      Первый этап -- местные языческие культы,  неразрывно  связанные
  с водой, озером,  рекой  и  рыбой.  Второй  этап  --  искусственное
  внедрение   культа   Перуна.   Третий   этап   --    насильственная
  христианизация, разрушение всех языческих капищ и построение на  их
  месте  христианских  храмов;  замена  древних   языческих   божеств
  христианскими персонажами. Если второй этап благодаря раскопкам стал
  нам  ясен,   то   первый   этап   можно   представить   себе   лишь
  предположительно.
      По всей вероятности,  на  территории  будущего  Новгорода  было
  несколько культовых мест. На Софийской стороне, как уже говорилось,
  стоял идол Волоса; на Торговой стороне могло быть какое-то капище на
  Словенском холме, где потом были поставлены церкви Ильи и  Петра  и
  Павла. Легенды о подводных богатствах, напоминающие былины о  Садке
  и о камне, плывущем  по  воде,  связаны  с  Антониевым  монастырем,
  главная церковь которого была посвящена, как и в Перыни,  рождеству
  богородицы,  т.  е.  была  непосредственно  связана  с   праздником
  языческих рожаниц.  Всего  в  Новгороде  было  пять  рождественских
  церквей, сопоставимых с рожаницами. Капище Волоса могло быть  и  на
  месте Волотовской церкви. Впрочем, все это -- не более чем догадки;
  языческая   топография   Новгорода,   вероятно,   была   сложна   и
  многоплеменна, так как  здесь,  у  истоков  Волхова,  соприкасались
  коренные чудские племена и недавние колонисты-славяне.
      Из суммы всех материалов выясняется,  что  главным  религиозным
  центром Новгорода было святилище на Перыни,  на  рубеже  Ильменя  и
  Волхова, возникшее еще в IX в. Недаром именно здесь Добрыня утвердил
  новый культ Перуна.
      Обнаруженные в 1951-1952 гг.  в  Перыни  три  круговых  капища,
  окруженные кольцевыми  валами  и  поставленные  в  непосредственной
  близости друг от друга, прямо ведут нас к средневековым источникам,
  упоминающим трех богов или "святилище трех идолов", из которых  два
  идола посвящены женским божествам -- рожаницам, а третий идол Jasse,
  Jess (латинская передача славянского ЯЩЕ) отражает, очевидно, культ
  подводного божества 44.
 ----------------------------------
      44 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 397-399.

      Пережитки культа рожаниц на Перыни  документированы  постройкой
  здесь в 1221 г. каменной церкви Рождества Богородицы 45.
 ----------------------------------
      45 Каргер М. К. Новгород.  Памятники  архитектуры  XI  --  XVII
  вв. Л., 1975. О дате -- с. 30.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-