|
Другой вариант:
Ише был-жил Садко-новогородцькия,
Он ведь сделал все гусельци яровцяты --
Он из хитрых же Садко да был хитер-мудер,
Ен ходил-то все играл да все ко озеру... 27.
----------------------------------
27 Новгородские былины, с. 180.
Былина подробно, используя прием ретардации посредством
повтора, рисует слушателям одинокую фигуру известного в Новгороде
мудрого гусляра, сидящего на берегу Ильменя и играющего на гуслях.
А и пошел Садке ко Ильмень да ко озеру,
А и как он садился на синь-горюч камень да об озеро,
Ой, как начал играть во гусли во яровчаты...
Игра Садка произвела магическое действие: "волна в озере
сходилася, вода ли с песком смутилася", из озера вышел царь водяной,
"как тут в озере вода всколыбалася ..." Облик царя в былинах
подразумевается антропоморфный, но никак не описан. Но иногда вместо
мужского олицетворения озера ("дядя Ильмень") перед Садком
появляется из глубин "царица Белорыбица" 28.
----------------------------------
28 Новгородские былины, с. 180.
Водяное божество одобряет игру гусляра, благодарит за нее и
одаривает музыканта, предрекая ему небывалый улов рыбы или же поимку
рыб-золоты-перья, которые помогут ему перехитрить новгородских
гостей и выиграть спор. Все предсказанное сбывается; гусляр
становится самым богатым человеком в Новгороде. Игра на гуслях
оказалась волшебным средством получения благ.
Гусли, как и "честные пиры", были неотъемлемой частью
языческого ритуала, прочно устоявшей и после принятия христианства
29.
----------------------------------
29 Фаминцын А. С. Гусли. Русский народный музыкальный
инструмент. СПб., 1890.
В связи с нашей темой особый интерес представляют подлинные
гусли первой половины XII в. из раскопок в Новгороде 30. Гусли
представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая
(от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и
часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленьких
головки "ящерят". На оборотной стороне гусель изображены лев и
птица. Таким образом, в орнаментации гусель присутствуют все три
жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир
(ящер).
----------------------------------
30 Колчин Б. А. Новгородские древности. Резное дерево. -- САИ
Е 1-55. М., 1971, с. 18, рис. 4 (№ 3 -- 5); Он же. Гусли древнего
Новгорода. -- В кн.: Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 358 --
366, рис. 4; Поветкин В. И. Новгородские гусли и гудки. -- В кн.:
Новгородский сборник "50 лет раскопок Новгорода". М., 1982, с. 295
-- 311, рис. 3.
Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной
скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие
украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII -- XIII вв.
Есть гусли с изображением двух конских голов (конь -- обычная жертва
водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских
бандурах, изображены волны (гусли XIV в.); рядом с гребнем волн,
символизирующих, разумеется, водную стихию, помещены два
прямоугольника, перекрещенных диагоналями. Это -- устойчивый знак
земли, нивы, хорошо прослеженный на этнографических прялках. Символы
воды и земли соединяет условная змейка 31.
----------------------------------
31 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Рисунки на с. 241
и 247. На прялках есть и изображения ящера.
Орнаментика новгородских гусель XI -- XIV вв. прямо указывает
на связь этого культового инструмента со стихией воды и с её
повелителем, царем подводного царства -- ящером. Все это вполне
соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному
божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитромудрого
гусляра. Где происходит встреча Садка с водяным царем? Суммируя все
топографические ориентиры былины, мы можем сказать, что игра гусляра
происходила на Ильмене, близ истока Волхова, у западного (левого,
|
|