|
"Ов требу створи на студеньци (у родника) дъжда искы от него,
забыв, яко бог с небесе дъждь даеть. Ов не сущим богом жьрет и бога
створышаго небо и землю раздражаеть.
Ов реку богыню нарицаеть и зверь, живущъ в ней, яко бога
нарицая, требу творить" 22.
----------------------------------
22 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 93-94.
В этом дополнении к "Беседе Григория Богослова" русский
(может быть, конкретнее -- новгородский?) книжник XI в. записал в
краткой форме то, что так красочно обрисовано в предании, известном
нам по списку середины XVII в.
Рукопись, содержащая предание о боге Волхове, почти
одновременна пребыванию Адама Олеария в Новгороде. Путешественнику
сообщили стандартную летописную версию. В "Цветник" же попал,
очевидно, какой-то фольклорный материал, производящий впечатление
глубокой архаики.
Главной своей частью предание тесно соприкасается с
новгородским циклом былин о Садке. Былины о Садке содержат два
исторических слоя: древнейший слой связан с бедным гусляром,
играющим на берегу Ильменя, а второй повествует о "богатом госте",
похваляющемся скупить все товары Великого Новгорода, строящем
церковь и посылающем огромный караван кораблей с товарами за море.
Эту двуслойность былин о Садке хорошо определил еще Н. И.
Костомаров: "Христианское начало входит сюда слабо и притом так, что
языческая подкладка ясно видна из-под новой одежды. Миф о Садке,
вероятно, один из самых общих" 23. Более поздний слой хорошо
связывается с конкретным историческим лицом XII в.:
"В лето 6675 (1167)... На ту же весну заложи Съдко Сытиниць
церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе
Ростиславици, при архиепископе Илии" 24.
----------------------------------
23 Костомаров Н. И. История Новгорода, Пскова и Вятки во
время удельно-вечевого уклада. СПб., 1868, т. II, с. 246.
24 Новгородская I летопись. М.;' Л., 1950, с. 32 и 219.
Местоположение её точно определяется другой летописной записью о
сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся "конець Пискупле
улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и
Глеба над Волховом" (там же, с. 181). Церковь Садка Сытинича служила
важным топографическим ориентиром и указана в "Уставе о мостех"
(1230-е гг.). Там же, с. 507. Около этой церкви произошло
столкновение князя Всеволода Мстиславича с новгородцами Софийской
стороны, защищавшими посадника Твердислава в 1220 г. "Твьрдислав же
бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о
немь Пруси и Людин конець и Загородци..." (там же, с. 60).
Вот с этим купцом или торгующим боярином (он назван по
отчеству) и можно сопоставить то торгово-экспедиционное начало,
которое так устойчиво в былинах о Садке. Когда-то, примерно в XIII
-- XIV вв., разные фольклорные материалы, связанные с подводными
языческими силами, были, очевидно, сведены в Новгороде в стройную
поэму, в которой языческие силы помогают герою-гусляру, делают его
богатым купцом, требуя взамен услуг и жертв; возврат героя из
подводного царства к его обычной жизни в городе происходит при
помощи святого Николы, в честь которого герой строит церковь 25.
----------------------------------
25 Обзор былин о Садке облегчен появлением книги:
Новгородские былины/ Сост. Ю. И. Смирнов и В. Г. Смолицкий. М.,
1978. Былины о Садке, с. 148-242.
Постепенно былина эволюционировала: стал отпадать её запев,
связанный с дарами ильменского Нептуна бедному гусляру, и песнь
начиналась с хвастовства богатого Садка на пиру или у церкви после
праздничной службы. Это закономерно для эпохи расцвета
боярско-купеческого слоя в XIV -- XV вв. Наибольшее количество
поздних признаков (упоминание Москвы, "царев кабак") находится в тех
усеченных вариантах, где внимание уделено только торговой флотилии,
которую удерживает морской царь, требуя выкупа -- человеческой
жертвы.
Обратимся к архаическому слою, к тому времени, когда "зверя,
живущего в воде, богом нарицали":
А как ведь во славноем в Новеграде,
А и как был Садке да гусельщик -- от,
А и как не было много несчетной золотой казны, --
А и как только ен ходил по честным пирам,
Спотешал как он да купцей, бояр 26.
----------------------------------
26 Новгородские былины, с. 157.
|
|