|
Все сходится к тому, что капищем Перуна конца X в. мы должны
считать лишь последнюю стадию строительства святилищ в Перыни и
следует допустить, что Добрыня не просто прибавил нового бога к
существовавшему местному пантеону, а на старом священном месте
сменил какого-то важного (судя по срединному положению) бога новым
общерусским государственным божеством -- Перуном. Были ли боковые
капища разрушены тогда же или через восемь лет, когда уничтожалось
все языческое -- решить нельзя, так как слишком мал промежуток
времени, чтобы уловить его по археологическим данным.
Кто мог быть на этом священном месте предшественником Перуна?
Искать необходимо трех богов, какую-то устойчивую троицу. Одной
такой триадой, дожившей, судя по гневным поучениям церковников до
XVI -- XVII вв., были Род и рожаницы. Применение к рожаницам такой
архаичной грамматической формы, как двойственное число, показывает,
что в представлении древних славян существовало две рожаницы 16.
----------------------------------
16 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 464.
Три перынских капища могли быть воздвигнуты в IX в. в честь
Рода (срединное) и двух рожаниц Лады и Лели (боковые). При
осуществлении религиозной реформы Владимира идол Рода мог быть
заменен Перуном; оба они были прямо связаны с небом.
Однако нам известна еще одна языческая триада, в которой обе
рожаницы представлены не нарицательно, а под собственными именами:
Лада (Lado, Alado) и Лели (Ileli, Heli) 17. Но мужское божество
здесь не Род, а некий Jassa, Jesse, в латинской транскрипции
которого явно ощущается связь со славянским обозначением змея (jaze)
или ящера (см. выше). Еще раз напомню архаичную игру в Яшу-Ящера,
воспроизводящую человеческие жертвоприношения на берегу реки или
озера.
----------------------------------
17 Подробнее см.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с.
397 -- 398.
Убедительным подтверждением связи перынского архаичного
комплекса с рожаницами является то, что одно из боковых капищ
(северо-восточное) перекрыто христианской церковью Рождества
Богородицы.
А именно в праздник рождества богородицы 8 сентября (или на
следующий день) русские люди, давно принявшие крещение, устраивали
"вторую трапезу" в честь рожаниц! Еще в XIV в. о священниках писали:
"череву работни (чревоугодливые) попове уставиша трепарь
прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе, отклады
деючи..." 18.
----------------------------------
18 Гальковский И. М. Борьба христианства с остатками
язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. II, с. 25.
Другой церковный автор возмущался:
"...смешаемь с идольскою трапезою трисвятыя богородици с
рожаницами в прогневанье богу" 19.
----------------------------------
19 Гальковский И. М. Борьба христианства..., с. 47.
При таком устойчивом слиянии празднования рождества
богородицы, являвшегося по существу праздником урожая, с архаичной
языческой трапезой в честь рожаниц, перынская церковь Рождества
Богородицы оказывается прекрасным определителем сущности того
культа, которому было посвящено капище, на месте которого
воздвигнута эта церковь.
Существующий каменный храм построен в 1221 г.; ему, очевидно,
предшествовал деревянный.
На месте капища Перуна мог бы быть христианский храм пророка
Ильи, но этот, извне привнесенный государственной властью, языческий
культ существовал в Новгороде только 8 лет и при замене языческих
храмов христианскими во внимание не был принят 20.
----------------------------------
20 На противоположном берегу Волхова на Славенском холме была
построена в 1198-1202 гг. каменная церковь Ильи. Может быть, там был
какой-то местный идол Перуна?
*
Какое же местное божество могло быть предшественником Перуна
в Перыни? Среди новгородских баснословий о давних языческих временах
особый интерес представляет легенда, занесенная в "Цветник" 1665 г.
У нее есть некоторые общие черты с известным рассказом "Иоакимовской
летописи" (приход словен и русов из скифских земель, постройка
городов), но главное внимание в этой легенде обращено не на
|
|