Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  деревьев см. с. 60-61.

      В  1951-1952  гг.  новгородская   археологическая   экспедиция,
  руководимая А. В. Арциховским, произвела раскопки на Перыни.  Этими
  исследованиями руководил В. В. Седов 9. Урочище Перынь находится  у
  самого истока Волхова близ  Ильменя  на  небольшом  плоском  холме,
  который во время половодья превращается в остров. Раскопки велись в
  центре этого холма. Здесь  в  1951  г.  было  раскопано  святилище,
  сходное с уже известными нам круглыми капищами ("болотные городища"
  и святилища Подолии). (Рис. 53) .
 ----------------------------------
      9 Седов В. В. Древнерусское языческое святилище  в  Перыни.  --
  КСИИМК. М., 1953. вып. 50, с. 92-103.

      В  результате  очень  тщательных  раскопок  выявилась   круглая
  площадка диаметром в 21 м, в центре которой находилась круглая  яма
  со следами дерева в  ней.  Исследователь  справедливо  считает  яму
  основанием деревянного идола Перуна.
      Вокруг площадки-капища  был  вырыт  неглубокий  ров  с  восемью
  расширениями по странам света (по румбам) . В каждом расширении  на
  дне  рва  обнаружены  следы  кострища.  Капище  освещалось  восемью
  кострами. Площадка капища и дуги восьми выступов по внешней стороне
  рва были размечены строителем очень точно на  основе  древнерусских
  мерных саженей (176,4 см): радиус площадки  --  6  саженей;  радиус
  выступов -- 4 сажени 10. Никаких  деревянных  конструкций,  которые
  могли бы говорить о храме, не обнаружено. Святилище находилось  под
  открытым небом, как и множество других славянских святилищ  сходных
  по форме  и  размерам.  Восьмилепестковую  форму  рва,  окружающего
  капище,  В.  В.  Седов  остроумно  сопоставил  с   формой   цветка,
  посвященного Перуну ("перуника", "богища" -- Iris Germanica).
 ----------------------------------
      10 Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины  XI  --  XV  вв.  --
  Сов. этнография, 1949, № 1, с. 67 -- 91; Седов В. В.  Древнерусское
  языческое святилище..., с. 99.

      Раскопки  позволили  установить,  что  во   время   уничтожения
  капища идол был срублен, кострища перекопаны, а рвы засыпаны 11.
 ----------------------------------
      11 Седов В. В. Древнерусское языческое святилище..., с. 99.

      Если бы раскопки  В.  В.  Седова  остановились  на  результатах
  1951 г., то никаких сомнений в том, что открыто именно капище Перуна
  (в Перыни, хранящей до наших дней имя этого бога) не  было  бы.  Но
  работы были продолжены в 1952 г.12, и исследователь открыл следы еще
  двух таких же капищ по сторонам капища Перуна: центры их, где должны
  стоять идолы, находятся на одной прямой на расстоянии примерно 50 м
  друг  от  друга.  Северо-восточный  круговой  ров  (фрагмент)   был
  прослежен еще в 1948 г., но осознан лишь после  обнаружения  нового
  рва на юго-запад от Перуна 13.
 ----------------------------------
      12 Седов В. В. Новые данные о языческом  святилище  Перуна.  --
  КСИИМК. М., 1954, вып. 53, с. 105.
      13 Седов В. В. Новые данные..., с. 106, рис. 46.

      Таким  образом,  перед  нами  не  одно,  а  сразу  три  капища,
  поставленные рядом вдоль Волхова в срединной части Перынского холма.
  Два чисто археологических обстоятельства наталкивают на мысль о том,
  что капищу Перуна 980 --  988  гг.  предшествовали  три  святилища,
  построенные в одной системе. Во-первых, дату юго-западного круга В.
  В. Седов определяет  по  лепной  керамике  так:  "время  сооружения
  святилища следует отнести  по  крайней  мере  к  IX  столетию"  14.
  Следовательно, ко времени действий Добрыни в Новгороде то святилище
  в том или ином виде уже существовало не менее двух столетий.  (Рис.
  54).
 ----------------------------------
      14 Седов В. В. Новые данные..., с. 107.

      Во-вторых,   обращает   на   себя    внимание    двухъярусность
  центральной ямы среднего, основного капища. Создается  впечатление,
  что первоначально в центре капища была вырыта широкая яма  глубиною
  в 60 см, в которой могло помещаться основание деревянного столба --
  идола в 1 м в диаметре или  же  огромного  священного  валуна  типа
  "Борисовых камней" (см. ниже). Позднее этот идол  был  извлечен  из
  земли и на этом же месте была вырыта несколько более узкая, но более
  глубокая яма для нового идола, от  нижней  части  которого  уцелели
  фрагменты дерева. В обновленном капище, как видно из  публикации  о
  главных раскопках 1952 г., есть  и  лепная  и  гончарная  керамика,
  датируемая X -- началом XI в.15
 ----------------------------------
      15 Седов В. В. Древнерусское языческое святилище..., с. 98.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-