Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Далее  следует  интересная  фраза,  плохо  понятая  позднейшими
  переписчиками. На основании вариантов, подведенных в ПСРЛ  по  всем
  известным тогда спискам, её можно восстановить так:
      "И плы (идол  Перуна)  из  света  во  кошьное,  сиречь  во  тму
  кромешную" 4.
 ----------------------------------
      4 Новгородская III летопись. СПб., 1841, с.  207.  В  софийском
  Временнике слова "тьма кромешная" заменены "преисподней".

      "Кощьное". В  словаре  Срезневского  этого  слова  нет,  но  те
  глоссы,   которыми   писцы   его   поясняли   ("тьма    кромешная",
  "преисподняя"), не оставляют сомнений в инфернальном значении  его.
  Это не христианский ад, а славянское царство мертвых, которое можно
  сопоставить с владениями царя Кощея Бессмертного (см. ниже).
      Царство мертвых, располагаемое у  южных  народов  (например,  у
  греков) на западе, где умирает солнце, у более северных племен часто
  ассоциировалось с севером, с областью полярной ночи и безжизненного
  холода. В русских волшебных сказках  царство  Кощея  с  хрустальным
  дворцом находится "прикрай свету, в самый конец" 5.
 ----------------------------------
      5 Новиков Н. В.  Образы  восточнославянской  волшебной  сказки.
  Л., 1974, с. 200.

      Вот туда,  "из  света  во  кощьное"  по  Волхову,  текущему  на
  север, и  плыл  деревянный  идол  Перуна,  "отринутый"  деревенским
  гончаром. К проблеме "кощьного" царства мрака  мы  еще  вернемся  в
  дальнейшем.
      Полуфинское население  новгородской  земли  не  приняло  нового
  государственного культа. Если для славян воинственный Перун был все
  же одним из своих древних богов (на збручском идоле, как мы помним,
  он находится на третьем месте после двух богинь), то  неславянскому
  населению северной окраины Киевской Руси он  был  совершенно  чужд.
  Здесь и спустя несколько веков после крещения Руси все еще бытовали
  более  архаичные  языческие  культы,   как   явствует   из   письма
  новгородского архиепископа Макария великому князю Ивану  (Грозному)
  в 1534 г.
      "Слышав  ...  прелесть   кумирскую   около   окрестных   градов
  Великого Новаграда: в Вотской пятине, в Чюди  и  в  Ижере  и  около
  Иваняграда,  Ямы  града,  Корелы  града  ...  и  по  всему  Поморию
  Варяжского моря ... до Л они до Дикие ... Еже мы прияхом от святого
  великого князя Владимера святое крещение -- во  всей  Руской  земли
  скверные молбища идолские разорены тогда, а в Чуди и в  Ижере  и  в
  Кореле и во многих русских местех  ...  скверные  молбища  идолские
  удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича (1505-1533
  гг.) ... Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата,
  источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и езера. И проста
  рещи -- всей твари (всему существующему)  покланяхуся  яко  богу  и
  чтяху и жертву приношаху кровную бесом -- волы и овцы и всяк скот и
  птицы ..." 6.
 ----------------------------------
      6 ПСРЛ, V, с. 73.

      Прав  был  Е.  В.  Аничков,  утверждавший,  что  в  отличие  от
  народного культа Волоса "культ Перуна --  дружинно-княжеский  культ
  киевских Игоревичей" 7. Он был далек (как первенствующий культ) и от
  славян и, тем более, от финно-угорских племен северо-востока. Здесь
  были  свои  традиции,  уходящие,  быть  может,  в  более   глубокий
  исторический пласт представлений,  чем  славянское  земледельческое
  язычество.
 ----------------------------------
      7 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб.,  1914,  с.  319
  и 311.

      Идол Перуна был поставлен Добрыней  в  том  месте,  которое  до
  сих пор  называется  Перынью,  как  об  этом  свидетельствует  Адам
  Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 г.
      "Новгородцы,  когда   были   еще   язычниками,   имели   идола,
  называвшегося Перуном. т. е. богом огня, ибо русские огонь называют
  "перун". И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь,
  удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это
  имело вид человека с кремнем в руке,  похожим  на  громовую  стрелу
  (молнию) или  луч.  В  знак  поклонения  этому  божеству  содержали
  неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса.
  И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть,
  то наказывался смертью" 8.
 ----------------------------------
      8 Подробное  описание  путешествия  голштинского  посольства  в
  Московию  и  Персию,  составленное  секретарем  посольства   Адамом
  Олеарием. М., 1870, с.  80-81.  Далее  следует  рассказ  о  дубине,
  брошенной Перуном и о ежегодном празднике Перуна. О языческом культе
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-