|
=====================================================================
ЯЗЫЧЕСТВО СЕВЕРНЫХ ОКРАИН
До сих пор мы рассматривали преимущественно южную половину
восточнославянских земель, относящуюся к исконным, еще праславянским
областям, глубокой древности. В северной половине славяне явились
колонистами ("сло -- вене" -- "выселенцы из земли "вене" -- славян),
наслоившимися на литовско-латышские племена (кривичи от литовского
бога Криве -- Кривейте) и на племена финно-угорское (ижора, корела,
весь, меря, чудь). Примерно с середины I тыс. н. э. начался мирный
симбиоз славян с аборигенами и как следствие этого -- взаимовлияние
и восприятие обеими сторонами тех или иных черт культуры новых
соседей.
Тема взаимоотношений субстрата и адстрата весьма сложна и
может быть решена лишь при творческом синтезировании данных
археологии, топонимики, этнографии и фольклористики. Многое здесь
уже сделано в отдельных областях, но общего синтеза пока нет.
Остановлюсь только на интересных проявлениях язычества, как
общественного явления, накануне принятия христианства и в первую
пору после крещения, ограничив рассмотрение только Новгородом. Новый
город у Ильмень-озера, возможно, был очень древним центром окрестных
племен; таким он остался, очевидно, и при заселении этих мест
"словенами". В IX в. городок на Волхове, поставленный, по всей
вероятности, киевскими князьями как северный окраинный форпост новой
державы Руси, явился важным центром этой окраины и важным звеном во
всей системе русской государственности.
В 980 г., когда осуществлялась языческая реформа в Киеве, то
нововводимый культ Перуна начал утверждаться и в Новом городе.
Киевский летописец очень лаконично сказал об установлении
кумира Перуна в Новгороде, ничего не сообщая, как, впрочем, и
относительно Киева, о взаимоотношении нового культа с более ранними.
Позднее новгородские летописцы добавили, по преданиям, некоторые
детали, говорящие о взаимной враждебности местного населения и
Перуна.
В настоящее время у нас есть очень важные археологические
данные о святилищах, которые необходимо объединить в единый комплекс
с преданиями, былинами и сюжетами древнего изобразительного
искусства.
В Новгороде, как и в Киеве, сосуществовали два божества:
Перун и Волос. Идол Волоса находился, вероятно, у южной окраины
новгородского детинца, где в древности была Волосова улица, а в XIV
в. была поставлена церковь св. Власия. Киевское правительство не
интересовалось этим культом.
Святилище Перуна было создано в сосновой роще у истока
Волхова из озера Ильменя; место это до сих пор называется Перынью и
там существовал Перынский скит с церковью Рождества Богородицы XIII
в. Официальный, княжеский характер культа Перуна, учрежденного в
Новгороде Добрыней, подтверждается летописными легендами. При
введении христианства в Новгороде в 988 г. тот же Добрыня, который
восемь лет тому назад устанавливал идол Перуна, теперь, совместно с
епископом Иоакимом руководил насильственным крещением новгородцев и
уничтожал всех идолов.
"...и требища разори и Перуна посече и повеле въврещи в
Волхов. И повязавше ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и
пихающе... и вринуша его в Волхов. Он же (идол Перуна), пловя сквозе
великый мост, верже палицю свою, рече: "На сем мя поминают
новгородскыя дети" (ею же и ныне безумнии убивающеся...)" 1.
----------------------------------
1 Софийская I летопись. ПСРЛ, V. СПб., 1851, с. 121.
Другие летописные тексты поясняют символический акт
свергнутого бога; на Великом мосту очень часто сходились для боя
враждующие стороны города: "...якобы Перун палицу, имевшую в руке
его на мост бросил, сказав, что торговцы (жители правобережной,
Торговой стороны) с горожаны (население Детинца и его окружения)
всегда будут драться" 2.
----------------------------------
2 Татищев В. Н. История Российская. М., 1769, т. I, с. 50.
На этом же мосту производилась публичная казнь: осужденных
оглушали палицей (отголосок древнего ритуала?) и сбрасывали в
Волхов.
Продолжим рассмотрение легенды о свергнутом идоле. Епископ
запретил вылавливать идола из реки.
"Иде пидьблянин рано на реку, хотя горнеци везти в город, оли
Перун приплы к берви и отрину и шестом: "Ты -- рече -- Перунище
досыти еси ел и пил. а нынича поплови прочь!" 3
----------------------------------
3 Софийская I летопись. ПСРЛ, V, с. 121,
|
|