|
83 Гильфердинг А. История балтийских славян, с. 153.
84 Только К. Н. Бестужев-Рюмин в своей "Русской истории"
(СПб., 1872) верно отметил, что Род "не есть олицетворение рода
(gens), а сам создатель", с. 24.
85 Вей М. К этимологии древнерусского Стрибог (Вопр.
языкознания, 1957, № 2). По поводу этимологии имени Святовита
Гильфердинг приводит толкование средневекового комментатора: "Est
autem Swanthe sclavica lingua idem quod sanctum Witz vero lumen
interpretatur". (Swanthe на славянском языке "святой", a witz
переводится словом "свет"). Гильфердинг А. История балтийских
славян, с. 171. С последним словом следует сопоставить старинное
слово "вита", "вица", "вета", означающее световой сигнал, костер.
Для сравнения достаточно привести эпитеты христианской Марии,
матери Иисуса, которые иногда становились как бы именем собственным:
"Богородица", "Царица Небесная", "Матушка Владычица", "Заступница".
Все материалы о Роде подтверждают точку зрения Гильфердинга.
Добавлю к этому, что у Перуна на збручском идоле есть оружие, но нет
символики, связанной с молнией. С Родом же связан ряд таких
однокоренных с ним слов, как "родиа" -- молния, "рдеть", "родрый",
"рдяный" -- все из грозового, пламенеющего ярко-красного комплекса.
Род находится на небе и "мечеть на землю" дождевые струи,
оплодотворяющие женщин подобно золотому дождю Зевса в мифе о Данае.
Поэтому слова Прокопия о едином верховном божестве, "творце
молний", вполне могут быть отнесены к Роду или к Святовиту или к
Стрибогу, повелевающему ветрами, стрибожьими внуками", т. е. к
разным наименованиям одного и того же верховного божества, бога неба
(в том числе и грозовых явлений) и всей Вселенной с её тройственной
стратиграфией.
*
В 1984 г. археологи И. П. Русанова и Б. А. Тимощук открыли и
исследовали городище Богит, расположенное неподалеку от места
находки збручского идола. Тщательно раскопанное городище
представляет собой вытянутую вершину горы, укрепленную валами. Длина
его около 300 м, ширина от 50 до 100 м 86. Святилище начало
функционировать еще в скифо-сколотское время и прекратило
существование в XI в. н. э. Основные конструкции относятся к рубежу
IX -- X вв. Площадка святилища делится на три части. Вход с
восточной стороны вел в первую часть, так сказать нартекс, в некое
предхрамовое пространство. Середину святилища занимала окруженная
валами обширная площадка (около 125X60 м) со следами крупных
построек, прилегающих к валам. Это -- "требище", хоромы которого
могли вместить примерно 500 -- 600 человек. За требищем на самом
мысу, противоположном входу, находилось на особом возвышении
"капище", огражденное внутренним валом. Внутри капища находилась
вымощенная камнем своеобразная восьмилепестковая конструкция, около
15 м в диаметре, напоминающая капище Перуна в Новгороде.
----------------------------------
86 Русанова И. П., Тимощук Б. А. Збручское святилище. -- Сов.
археология, 1986, № 4.
В двух углублениях, расположенных по оси ССЗ -- ЮЮВ,
обнаружены два погребения.
Внутри круга, образованного восемью углублениями, обнаружена
квадратная в плане яма, которую авторы раскопок справедливо считают
основанием збручского идола, сброшенного отсюда после победы
христианства. Это -- исключительно важное открытие! Вход в эту
главную часть капища с севера.
В 1968 г. я предположил, что главной лицевой гранью
збручского идола является грань с Макошью 87. Данные раскопок 1984
г. подтверждают эту гипотезу: лицевая грань обращена к входящим в
это "святая святых" всего ритуального комплекса.
----------------------------------
87 Рыбаков Б. А. Святовит-Род..., с. 390-394.
Идол расположен несколько эксцентрично, ближе ко входу в
капище. В силу этого к внутренней площадке капища обращена грань с
Дажьбогом. Центральный жертвенник всего комплекса находился у ног
солнечного Дажьбога, культ которого не исчез даже после крещения
Руси. Схема предполагаемого расположения божеств такова: <см. Рис.
52 а>.
Дажьбог, как и следует солнечному божеству, смотрит на
полдень, на юг. Раскопки И. П. Русановой и Б. А. Тимощука позволяют
представить себе вполне конкретно местоположение знаменитого
изваяния и его связь с огромным общеплеменным святилищем на горе
Богит. (Рис. 49).
Глава шестая
|
|