Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  изобилия. Одна из двух рожаниц.
      Лада  --  вторая  рожаница,   покровительница   весенней   ярой
  вегетативной силы и браков.
      Люди  --  хоровод  мужчин  и  женщин,  помещенный  у   подножья
  божеств. Около женской фигуры на лицевой грани изображен ребенок.

                            Подземный мир

      Волос  --  доброжелательный  бог  земли,  в  которой   покоятся
  предки.  Бережно  держит  на   своих   плечах   плоскость   земного
  пространства с людьми на нем. Три личины этого подземного яруса быть
  может символизируют множественность предков?
      Люди, создатели и поклонники этой  системы  управления  мирами,
  со всех сторон  окружены  богами-покровителями:  сверху  божествами
  небесной сферы, снизу -- подземного мира. Кроме того, четырехликий,
  но единый в своих ипостасях бог смотрит своими  ликами  (под  одной
  общей шапкой) "на все четыре стороны".
      Как видим, славяне в эпоху  формирования  Киевской  Руси  знали
  не только поклонение тому  или  иному  отдельному  божеству,  но  и
  создали систему  языческого  понимания  макрокосма  при  посредстве
  синтеза отдельных его миров  и  найденной  для  этого  скульптурной
  формой синтеза в виде символа жизни -- Рода.
      На  образках   и   крестиках   времен   принятия   христианства
  славянами   встречается   своеобразная   вертикальная   композиция,
  напоминающая лицевую сторону збручского идола: наверху Иисус Христос
  в императорском венце, с распростертыми руками, под кистями которых
  находятся растение и семя (?).  В  середине  композиции,  возможно,
  богородица, внизу -- неопределимый персонаж 80. (Рис. 52).
 ----------------------------------
      80 Velka Morava, Bratislava, 1979, рис. 127.

      Идея монотеизма в его патриархальной,  мужской  форме  возникла
  до  христианства,  совершенно  независимо  от  него  и,   по   всей
  вероятности, задолго до него.  Первенствующая  среди  богов  Макошь
  является  лишь  данью  тысячелетней  традиции   женского   божества
  плодородия. Она, как и все её соседи по небесному ярусу  збручского
  истукана, показана лишь  как  одна  из  частей  многообразного,  но
  неразрывного целого -- Жизни, символизированной мужским началом.
      Пантеон збручского изваяния архаичнее  пантеона  Владимира,  но
  время  возникновения  збручской  системы  для  нас   неясно   из-за
  отсутствия  достоверных  данных.   Когда   археологи   обнаруживают
  несколько идолов в святилище, то, безусловно,  речь  может  идти  о
  пантеоне, но следует учесть, что даже в том случае, когда в  центре
  круга  найдено  основание  только  одного  столба,   то,   учитывая
  вертикальный  принцип  збручской  композиции,  мы  можем  допустить
  расположение на одном столбе нескольких  фигур  или  личин  подобно
  тому, что дают нам многофигурные столбы-идолы американских индейцев.
      Углубить представления о Роде на  три  столетия  от  збручского
  изваяния позволяет текст Прокопия Кесарийского  о  религии  древних
  славян (сер. VI в. н. э.)
      "Они (анты и славины) считают,  что  только  один  бог,  творец
  молний, является владыкой над всеми и ему приносят в жертву быков и
  совершают другие священные  обряды.  Судьбы  они  не  знают...  Они
  почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем
  им и при помощи этих жертв производят и гадания" 81.
 ----------------------------------
      81 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, с. 297.

      В литературе укоренилось толкование этого "единого  бога",  как
  Перуна, который стоял во главе  пантеона  Владимира.  К  сожалению,
  сторонники Перуна  забыли,  во-первых,  обоснованный  тезис  Е.  В.
  Аничкова о том, что Перун -- княжеский, военно-дружинный бог, поздно
  выдвинувшийся на первое место 82, а, во-вторых, то, что сомнения  в
  том, что Прокопий подразумевал Перуна, были высказаны еще в 1874 А.
  Гильфердингом,  писавшим:  "Прокопий,  кажется,  здесь   смешал   в
  изображении верховного славянского бога, властителя молний и  мира,
  два лица: бог молнии, которого называли Перуном, был  действительно
  у славян верховным богом природы  и  располагал  жизнью  и  смертью
  людей; но над ним они признавали бога неба, который был выше его, но
  ему (Перуну) предоставил мир земной. Это высшее  божество  называли
  просто Богом и, вероятно, также  Сварогом"  83.  Гильфердинг  писал
  тогда, когда источники о Роде еще только вводились в науку и  этого
  бога-исполина еще трактовали как семейного божка 84. Тем  не  менее
  знаток балтийского славянства  прав  в  толковании  слов  Прокопия.
  Сварог ("Небесный"), Святовит ("Священный Свет"), Род ("Рождающий"),
  Стрибог ("Отец-бог") -- все это эпитеты, определяющие ту  или  иную
  сторону верховного божества, и не обязательно они  должны  означать
  разных богов 85.
 ----------------------------------
      82 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 319, 327.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-