Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      В одном из таких поучений, направленных  против  торжественного
  празднования дня Рода и рожаниц и доживших в  списках  до  XVI  в.,
  автор от имени самого христианского бога обращается к русским людям,
  поддерживающим этот древний языческий культ:
      "Вас же, покинувших меня, забывших мою святую  гору,  готовящих
  пир в честь Рода и рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам,
  -- вас я предам мечу и все вы падете пронзенными!" 78.
 ----------------------------------
      78 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 446.

      Глубоки должны быть корни культа бога  Рода,  если  церковникам
  во времена Ивана Грозного все еще  приходилось  прибегать  к  таким
  мерам! Интересно и другое -- автор этого поучения, живший в XII в.,
  построил свое "Слово" так, что уравнял языческого Рода с библейским
  богом -- отцом христиан.
      В работе о язычестве  древних  славян  мне  пришлось  посвятить
  целую главу анализу источников и разбору мнений историков о  культе
  Рода 79.
 ----------------------------------
      79 Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян.  Глава  "Род  и
  роженицы", с. 438-470.

      С  именем  Рода  связан  широчайший  круг  понятий  и  слов,  в
  которых корнем является "род":

          Род (семья, племя, династия).     Природа.
          Народ.                            Родить, рожать.
          Родина.                           Урожай.

      Эти слова образуют один  семантический  комплекс,  связанный  с
  понятием рождения, плодовитости. С этим кругом связано  то,  что  в
  полемике с язычниками, почитателями Рода, русский церковник вынужден
  был сказать "всем бо есть творец бог, а не Род", уравнивая  в  этом
  отрицании  двух  претендентов  на  звание  творца  мира:   Рода   и
  библейского бога.
      Но есть и другой комплекс, который значительно  расширяет  круг
  понятий, объединяемых корнем "род";

      Родиа  --  молния (в том числе и шаровая молния).
      Родрый  --  красный, "рдяный".
      Родьство  --  геена огненная.
      Родник, родище  --  водный источник.
      Родия  --  лилия, крин (от "криница"  -- родник).

      В   интереснейшей   заметке   XV   в.,   составленной   мудрыми
  заволжскими старцами, содержится сокращенный перевод-пересказ одного
  из  сочинений  Григория  Синаита  о  восьми  этапах   существования
  Вселенной. Эти этапы названы русским  книжником  "Родные  видения".
  Перечень начинается "безвидным" существованием  бога-творца,  затем
  идут дни творения мира, пришествие Христа, Страшный  суд  и  вечная
  жизнь для одних в аду, для других в раю. "Виды" Вселенной начинаются
  извечным  существованием  бога   и   завершаются   тоже   вечностью
  посмертного бытия; посередине -- вся жизнь человечества от Адама  и
  Евы до Страшного суда. И все это  объединено  определением  "родные
  видения". Не подлежит сомнению, что для средневековых русских людей
  слово "род" было всеобъемлющим обозначением Вселенной  во  всех  её
  жизненных, пространственных и временных  проявлениях.  Конечно,  ни
  составитель сборника Киршшо-Белозерского монастыря  (1476  г.),  ни
  автор "родных видений" не имели в виду языческого Рода, но выбор для
  обозначения Вселенной слова с корнем "род" свидетельствует  о  том,
  что и древнего бога Рода мы должны расценивать именно как  божество
  Вселенной.
      Все изображения, вся система рельефов на теле  основного  идола
  (символа продолжения жизни) -- Рода  --  гармонически  сливается  в
  обобщенный образ Вселенной. Здесь очень четко и ясно  изображены  в
  языческих символах все три мира: небесный, земной и подземный.  Они
  представлены в двух аспектах, во-первых, так сказать, топологически
  (боги-небожители в верхнем ярусе,  люди  в  среднем,  бог  земли  в
  нижнем), а, во-вторых,  функционально,  что  важнее  для  понимания
  религиозной сущности всей системы:

                           Небесная сфера

      Дажьбог -- божество света, солнца,  податель  благ,  мифический
  родоначальник русских людей (князей?) "дажьбожьих внуков". Перун --
  бог грозы и молнии, покровитель воинов.

                         Земное пространство

      Макошь  --   "Мать   урожая",   хозяйка   символического   рога
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-