Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  крылатый пес -- покровитель растений. Оба они  связаны  с  иранской
  средой, слабо отраженной в скифской древности на этой окраине. Более
  странно отсутствие Стрибога, в  котором  видят  верховное  божество
  неба, но это получит свое объяснение ниже.
      Превышение збручского перечня над киевским  выразилось  в  двух
  персонажах: Лада и Волос. Оба эти  божества  связаны  с  хозяйством
  древнего славянина, с весенним началом полевых  работ  (Лада)  и  с
  жатвой урожая (последний сноп --  "Волосу  на  бородку").  В  более
  раннем и периферийном збручском комплексе богов  дружинный  элемент
  еще не вышел на первое место -- Перун помещен по левую руку главной
  богини, следовательно, он расценивался как персонаж, долженствующий
  стоять на третьем месте после Макоши и находящейся от нее по правую
  руку  Лады.  Макошь-Деметра  здесь  первенствует.   Весь   перечень
  возглавлен двумя богинями, связанными с плодородием и  урожаем.  Не
  является ли это отражением,  или  точнее,  выражением  культа  двух
  рожаниц?
      Украшение идола изображениями многих богов, т.  е.  попытка  на
  одном   главном   изваянии   дать   цельную   систему   религиозных
  представлений, известна  нам  не  только  по  збручскому  идолу.  У
  балтийских славян описаны огромные  статуи,  покрытые  превосходной
  резьбой; они были так велики, что несколько пар  волов  едва  могли
  стащить их с места 76
 ----------------------------------.
      76 Гильфердинг А. История балтийских славян, с. 165.

      Не   менее   важным,   чем   выяснение   отдельных   персонажей
  идола-комплекса, является  установление  той  общей  идеи,  которая
  связывает отдельные сюжеты в единое целое. Эта  идея  уже  намечена
  тем,   что   изваяние   наглядно   изображает   картину   вселенной
  средневекового славянина с её  тремя  мирами  --  верхним  небесным
  божественным, средним  --  земным,  человеческим,  и  нижним  миром
  предков и земных глубин. Следовательно,  речь  идет  еще  об  одном
  божестве, которым объединены все ярусы Вселенной и все основные виды
  покровителей человеческой жизни: богини урожая,  солнечный  бог  --
  податель благ, бог-воин и защитник и  бог  предков.  Незримые  силы
  объединены по вертикали трех миров  и  по  важнейшим  для  человека
  функциям:   свет,   изобилие,    плодовитость,    безопасность    и
  покровительство предков.
      Если   учесть   четырехгранность    и    четырехликость    всей
  композиции, то придется  добавить,  что  скульптором  или  жрецами,
  которые  им  руководили,  учитывалась  и  наземная,  географическая
  повсеместность, стремление распространить эманацию своей  силы  "на
  все четыре стороны". Четыре стороны света  --  полдень  и  полночь,
  восход и закат -- были известны еще с глубокой древности.
      В славянском язычестве мы знаем четырехликих  идолов  с  первых
  веков нашей эры.  В  русском  средневековом  искусстве  очень  част
  символический узор из  четырех  ростков  (символ  жизни  и  роста),
  обращенных "во все четыре стороны" (подробнее см. ниже) 77.
 ----------------------------------
      77 Рыбаков Б.  А.  Прикладное  искусство.  --  В  кн.:  История
  культуры древней Руси. М.; Л., 1951.

      В  Волине  у   балтийских   славян   в   раскопках   встретился
  любопытный деревянный предмет, названный маленьким  Святовитом.  Он
  состоит из ручки и четырехликой головы. Функция его, очевидно, точно
  такая же, как у священнического алтарного "напрестольного"  креста,
  которым благословляют молящихся.
      Последнее, что следует  сказать  о  збручском  идоле,  который,
  как явствует из всего изложенного, является всеобъемлющим божеством
  Вселенной, -- это его общий облик.
      Общий  облик  его  --  фаллический.  Его  отношение  к   культу
  "срамных уд", которые "в образ створены" и которым приносят  жертвы
  и поклоняются, подчеркнуто окраской всего истукана в красный  цвет.
  Следы былой покраски до сих пор сохранились в разных местах изваяния
  и могут быть обследованы в том специальном  зале,  который  отведен
  збручскому идолу в Краковском Археологическом музее.
      Взятые  в  совокупности  все  признаки   этого   замечательного
  создания    древнеславянской     теологии     позволяют     назвать
  восточнославянское имя всеобъемлющего и вездесущего  бога.  Это  --
  Род, сопоставлявшийся русскими  писателями  XII  в.  с  вавилонским
  Ваалом-Гадом, египетским Озирисом и Саваофом, Род,  находящийся  на
  небе и вдувающий жизнь во все живое и имеющий вид "лингама", фалла.
      Этому  величественному  богу  Вселенной  крайне  не  повезло  в
  нашей научной литературе: его или принимали  за  мелкого  домового,
  охраняющего всего лишь род-семью, или же  просто  не  упоминали.  А
  между  тем  русские  средневековые  авторы   считали   культ   Рода
  распространенным в значительной части Старого  Света,  и  страстные
  поучения-проповеди культа  Рода  и  рожаниц  церковники  продолжали
  переписывать и размножать спустя шесть -- семь веков после принятия
  христианства на Руси.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-