Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  в первом томе 72 и обозначу этих богинь: богиня с рогом изобилия  -
  Макошь, "Мать урожая", а богиня с кольцом --  Лада,  богиня  весны,
  весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
 ----------------------------------------
      72  Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян,   с.   379-392
  (Макошь); с. 393-416 (Лада).

      Не представляет трудности определение мужской фигуры  на  грани
  С. Конь и сабля-палаш (датируемая археологически IX  в.)  позволяют
  назвать только Перуна, бога грозы и войны, именем которого  русские
  бояре клялись, положив обнаженные мечи "и прочая оружия".
      Задняя грань D с мужской фигурой  наверху  и  с  пустой  нижней
  секцией представляет особый интерес, так как на одежде бога  слабым
  рельефом изображен крупный (но малозаметный) знак солнца -- круг  с
  шестью лучами внутри него. На всех публикациях общего  вида  статуи
  этот знак отсутствует 73.  Заслуга  выявления  солярного  знака  на
  изображении четвертого божества принадлежит Г. Ленчику 74. Божество
  со знаком солнца может быть или Хорсом, божеством  самого  светила,
  или же Дажьбогом, богом солнечного "белого света", подателем  благ,
  названным в летописи мифическим  царем,  сыном  небесного  Сварога,
  "именем Солнце, его же наричють Дажъбог".  Солнце  и  "белый  свет"
  четко    различались    древнерусскими    людьми;    солнце-светило
  рассматривалось лишь  как  субъект  света  ("вещь  бо  есть  солнце
  свету"), а сам свет вселенной оценивался как "неосяжаемой",  т.  е.
  без видимого источника. Здесь,  в  збручских  рельефах,  безусловно
  следует предполагать не Хорса, а Дажьбога,  славянского  солнечного
  Аполлона, для которого солнечный символ был не сущностью,  как  для
  Хорса, а лишь опознавательным знаком, помещенным поэтому не в руках,
  как атрибуты у обеих богинь, а лишь на его одежде.
 ----------------------------------
      73 В моем "Язычестве древних славян", с. 461 он,  к  сожалению,
  тоже отсутствует. что сказалось и на интерпретации.
      74 Lenczyk G.  Swiatowid  Zbruczaiiski,  tabl.  IV,  4.  "Следы
  круга с лучами на грани Д -- а".

      Мужское  божество,  держащее  на  своих  плечах  всю  землю,  а
  следовательно, находящееся под  землей,  может  быть  сопоставлено,
  следуя  указаниям  лингвистов,  с  Велесом-Волосом,  одна  ипостась
  которого связана с подземным миром умерших 75. Велес,  хотя  и  был
  связан с мрачным подземным миром, но отнюдь не  являлся  враждебным
  божеством, а наоборот, был "скотьим богом", т. е. богом  богатства,
  обилия. Его имя тоже звучало в  Константинополе  при  торжественном
  заключении договоров Византии  с  Русью.  Несовместимые  на  первый
  взгляд понятия  "мертвый"  и  "богатство"  сближались  в  языческом
  миропонимании через посредство такого звена, как "предки",  "деды",
  -- они умерли, прах их закопан в земле, но они помогают  оставшимся
  в живых, к ним, заложившим  фундамент  хозяйственного  благополучия
  потомков (расчистили пашню, построили дом, обжили угодья), постоянно
  обращаются с просьбами, к ним на кладбище приносят дары.
 ----------------------------------
      75 Веселовский А. Н. Разыскания в  области  русского  духовного
  стиха. -- ИОРЯС, XV, 1889, т. 46, № 6, с. 296-297.

      Славянский скульптор IX  в.  очень  остроумно  изобразил  этого
  бога, бережно  поддерживающим  землю  с  хороводом  людей  на  ней.
  Благодаря тому, что к одной фигуре этого бога, показанной  на  трех
  гранях (А в фас В и С в профиль), художник прибавил по одному  лицу
  на каждой боковой грани (В и С), этот бог получился "триглавом", как
  волинский и щетинский.
      В  итоге  збручский  идол  дал  нам  целый  пантеон  славянских
  божеств IX в. применительно к западной окраине  восточнославянского
  мира, к порубежью Волынян, Хорватов  и  Бужан.  Он  сходен  с  тем,
  который получил наименование "пантеона Владимира" 980 г., но есть у
  него и отличия.
                                         "Пантеон Владимира"
        Збручские божества           (номера указывают порядок
                                        в летописном перечне)

             Макошь                          6. Макошь
             Лада                                --
             Перун                           1. Перун
             Дажьбог                         3. Дажьбог
             Волос                               --
               --                            2. Хорс
               --                            4. Стрибог
               --                            5. Семаргл

      В збручском предположительном перечне, отстоящем  от  киевского
  на одно-полтора  столетия,  есть  все  основные  боги  Владимира  и
  отсутствуют два второстепенных: Хорс  (солнце-светило)  и  Семаргл,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-