Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  основной, точно обозначая лицевую сторону всего  изваяния.  Боковые
  фигуры изображены ступнями к пустой задней грани, которая, очевидно,
  прислонялась к чему-то и менее всего была видима участниками обряда.
      Учет всего этого  помогает  нам  определить  --  что  скульптор
  считал первостепенным, а что -- второстепенным.
      Верхний ярус содержит крупные изображения двух  женщин  и  двух
  мужчин в  длинной  подпоясанной  одежде.  Средний  ярус  аналогичен
  верхнему, но фигуры здесь значительно мельче. Они так же делятся по
  полу: под каждым женским изображением верхнего ряда в среднем  тоже
  женское, под мужским -- мужское. Одежды тоже длинные, но без пояса.
  Фигуры среднего яруса даны с  расставленными  руками;  они  как  бы
  образуют хоровод.
      Г. Ленчик в своей обстоятельной  работе  о  збручском  изваянии
  обозначил его четыре грани буквами, что упрощает ссылки на  то  или
  иное изображение:
      А. Женщина с рогом.
      В. Женщина с кольцом.
      С. Мужчина с конем и мечом.
      D. Мужчина с солярным знаком 69.
 ----------------------------------------
      69 Эти обозначения не совпадают с теми,  которые  были  даны  в
  первых публикациях

      Рассмотрим верхний ярус. На главной лицевой грани  (А)  изваяна
  женская фигура с рогом изобилия в правой руке. Женская фигурка этой
  грани  в  среднем  ярусе  сопровождена  маленьким  плоско-рельефным
  изображением  ребенка.  Завершается  внизу  эта  грань,   как   уже
  говорилось, фигурой мужчины, поддерживающего весь средний ярус.
      Разномасштабность фигур верхнего и  среднего  яруса  говорит  в
  пользу того что наверху изображены боги и богини,  а  под  ними  --
  простые люди Боги в 3 1/2 раза крупнее людей.  Стоящий  на  коленях
  Атлант нижнего яруса должен быть причислен к богам, так  как,  если
  распрямить его согнутую фигуру, то она будет точно  соответствовать
  божествам верхнего яруса.  Рядом  с  центральной  богиней  с  рогом
  изобилия, по её правую руку (грань В) находится  еще  одно  женское
  божество с кольцом или браслетом  в  правой  руке.  По  левую  руку
  центральной богини изображена мужская фигура с саблей (точнее --  с
  палашом) и конем без седла (грань С). На задней грани идола помещено
  мужское божество с солярным знаком на одежде (грань D). Такова схема
  распределения 11 изображений. (Рис. 51).
      В  разгадке   общего   смысла   всей   композиции   применялось
  несколько подходов. Лелевель полагал, что четыре грани символизируют
  четыре сезона; женщина с кольцом -- весна; женщина с рогом -- лето;
  осень -- мужчина с конем и саблей; зима -- фигура без атрибутов 70.
 ----------------------------------------
      70 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 144.

      А.  С.  Фаминцын  и  М.  Вейгель  справедливо   усматривали   в
  збручской композиции отражение идеи трех миров: весь верхний ярус --
  небесный бог, четвероликий Святовит, подобный  арконскому.  Средний
  ярус -- земля; нижний -- преисподняя, Чернобог. При этом получалась
  некоторая несообразность: один Святовит оказывался созданным из двух
  женщин и двух мужчин, что не имело никакой опоры в описаниях  идола
  Святовита и функций  самого  божества  католическими  миссионерами.
  Гипотеза Фаминцына была забыта,  а  между  тем  в  ней  содержалось
  единственно  верное  решение,  находящее  опору   в   средневековых
  источниках.  В  Щетине  у  балтийских  славян  был  идол  Триглава.
  Возможно, что такое  примитивно-описательное  наименование  связано
  лишь с табу на подлинное сакральное имя,  но  жрецы  объясняли  его
  трехголовость так:
      "Они  (три  главы)  означают,  что  наш  бог  управляет   тремя
  царствами: небесным, земным и преисподнею" 71.
 ----------------------------------------
      71 Гильфердинг А. История балтийских  славян.  СПб.,  1874,  с.
  167.

      Именно это мы видим на збручском идоле:

      Верхний ярус -- божества, находящиеся на небе.
      Средний ярус -- простые люди, люди земли.
      Нижний ярус -- божество, поддерживающее землю с людьми.

  Все три царства ("...id est: coeli, terrae et inferni") налицо.
      Для расшифровки  религиозного  содержания  збручского  идола  и
  для определения его места в славянской  мифологии  нам  необходимо,
  во-первых разгадать каждую из пяти  фигур  божеств,  а,  во-вторых,
  определить общий смысл всего одиннадцатифигурного комплекса. Главной
  фигурой на лицевой грани А является богиня с рогом изобилия; вторая,
  соседняя с ней (В), находится  в  подчиненном  положении.  Не  буду
  повторять всех сложных и пространных доказательств, приведенных мною
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-